Олимпиада по истории
2009 – 2010 учебный год
Окружной этап
8 класс
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Расположите в хронологической последовательности.
а) объединение Древнерусского государства под властью Олега;
б) по летописям призвание варяга Рюрика на княжение в Новгород;
в) восстание древлян против князя Игоря;
г) крещение князя Владимира, начало крещения жителей Руси;
д) крещение княгини Ольги;
е) разгром князем Святославом Хазарии, разрушение крепости Саркел.
Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и дайте определения данным понятиям.
Вот…ина, ве…е, п…люд…е;
К…па, р…дович, в…ра;
Друж…на, п…гост, ве…вь.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите название документа и докажите, что он защищал интересы князя.
« Если убьют огнищанина или тиуна, то платить за убийство 80 гривен.
Если убьют княжеского приближенного в разбой, а убийцу не ищут, то виру платить той верви, в чьей голова лежит 80 гривен.
За убитого сельского тиуна платить 12 гривен.
А за рядовича княжеского и боярского – 5 гривен.
А за ремесленника – 12 гривен.
А за смерда или холопа – 5 гривен, а за робу – 6 гривен…
За кражу княжеского коня – 3 гривны, за коня других владельцев – 2 гривны.
Если холоп ударит свободного человека и убежит в дом в хоромы своего господина, а господин его не выдаст, то платит господин 12 гривен.
Если смерд умрет, то его имущество переходит к князю…»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите имя монаха и название произведения.
«В Киево-Печерском монастыре был создан первый в древней Руси летописный свод. Автор опирался на более ранние летописи, копии договоров с Византией, свидетельства иноземных сочинителей. Описание событий доведено до 1111 года».
_____________________________________________________________________________
Выполните задание. Регулярная дань, собираемая на Руси для ханов Золотой Орды, называлась:
а) ясак; б) тягло; в) выход; г) оброк.
Расположите в хронологической последовательности.
а) начало Ливонской войны;
б) Стоглавый собор;
в) введение опричнины;
г) осада польскими войсками Пскова;
д) отмена опричнины;
е) окончание Ливонской войны.
О каком воеводе идет речь в отрывке? Героем каких событий он был?
«Слово царево – неверное слово,
Подлое слово у Шуйского злого.
Выжгли глаза воеводе сначала,
Чтобы Ивана заря не встречала.
Чтоб не встречался с людьми воевода,
Прочь отослали на долгие годы
В Каргополь – в Онежском краю,
Чтобы забыл про свободу свою».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.
Ф. А. Головин, Ф. Я. Лефорт, Б. П. Шереметьев, А. С. Шеин, А. А. Левенгаупт
Гросс-Егерсдорф, Цорндорф, Кунерсбдорф, Белград, Берлин.
Г. Р. Державин, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, А. П. Лосенко.
Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и дайте определения данным понятиям.
С…кул…ризация, к…л…егии, м…нуфактура;
Бирон…в…ина, рекру…ы, пр…т…кционизм;
А…с…мблеи, к…ндиции, ф…в…рит.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите название данного учреждения, сделайте вывод о судьбе большинства проектов и предложений, приведите не менее двух аргументов, объясняющих такой результат.
«В июле 1767 г. В Москву съехалось около 500 представителей с мест, среди членов нового учреждения было 29 представителей от правительственных учреждений, 142 – от уездных дворянских собраний, 22 – от украинского дворянства и офицерства, 42 – от однодворцев, 44 – от казачества, 29 от различных групп государственных крестьян, 209 – от городов, 54 – от инородцев. На заседаниях общей и частных комиссий обсуждались самые различные проблемы: крепостного права, прав и обязанностей сословий, земельной собственности, управления. Екатерина II почти всегда присутствовала в зале, перечитывала протоколы заседаний, анализировала предложения и споры».
Вставьте пропущенные слова:
Один день из жизни Петра.
Он обыкновенно вставал и летом, и зимою в _________ (в четыре, восемь, одиннадцать) часа (ов) и, не одеваясь, в холстинном камзоле и ночном колпаке садился к письменному столу и занимался: ________________________, _____________________, ________________________ (набрасывал проекты указов, закусывал, плотничал, пересматривал переводы, правил выходящий номер газеты). В это время к нему являлись ___________________ (министры, дьяки, приказчики) с докладами. Затем он, наскоро позавтракав, отправлялся в ____________________, _____________________, __________________, (Сенат, коллегии, закусочную, корабельные мастерские). После обеда, который у него занимал ________________(много, немного) времени, ложился отдохнуть на полтора-два часа. После сна _________________ (гулял по Петербургу снова занимался делами). Обычно он собственноручно писал указы и письма, выслушивал бумаги, составленные по сделанным ________________ (поутру, с вечера), замечаниями. Любимыми занятиями его в минуты отдыха были ________________, _________________, (работа на токарном станке, игра в шахматы, посещение храмов, охота и рыбная ловля).
Ответы:
б, а, в, д, е, г (1 балл)
а) Вотчина – земельное владение, которое передавалось от отца к сыну. Вече – народное собрание. Полюдье – форма взимания дани с подвластного населения.
б) Купа – долг. Рядович – зависимый крестьянин. Вира – штраф.
в) Дружина – воинский отряд при казне. Погост – место сбора дани. Вервь – община.
(3 балла, по 1 баллу за каждый правильный ответ)
«Русская Правда». За убийство княжеских приближенных устанавливалась гораздо большая плата, чем за такое же преступление против других категорий людей. За кражу княжеского коня – 3 гривны, за коня других владельцев – 2 гривны, если смерд умрет, то его имущество переходит к князю. (5 баллов)
Нестор. Повесть временных лет. (3 балла)
в (1 балл)
б, а, в, д, г, е (1балл)
И. Болотников, возглавил народное восстание в 1606 – 1607 гг. (5 баллов)
1) А. Л. Левенгаупт
2) Белград
3) Г. Р. Державин
(3 балла)
1)Секуляризация – обращение государством церковной собственности в государственную. Коллегии – центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями управлений, учрежденные Петром 1. Мануфактура — промышленное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.
2) Бироновщина – сосредоточение власти в руках горстки немцев, покровительствовала им императрицы Анны Иоанновны, террор по отношению к аристократическим фамилиям и церковным деятелям, грабеж казны, промахи дипломатии, торговая политика, наносившая ущерб государственным интересам. Рекруты – воины, проходившие службу по найму или повинности. Протекционизм – поддержка государством отечественной промышленности, установление высоких таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы.
3) Ассамблея – форма проведения досуга знати – собрания-балы с участием женщин, введенные Петром 1 в 1718 г. Кондиции – условия, закрепленные в договоре. Фаворит — придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии, нередко оказывающий влияние на политику государства.
( 6 баллов)
«Уложенная комиссия». Заседания тянулись полтора года, каждое сословие отстаивало свои интересы, которые входили в противоречия друг с другом. Депутаты оказались не готовы к законодательной деятельности. Большинство проектов и предложений не были осуществлены. В связи с войной с Турцией деятельность комиссии приостановили и больше не возобновляли. (3 балла)
Он обыкновенно вставал и летом, и зимою в четыре часа и, не одеваясь, в холстинном камзоле и ночном колпаке садился к письменному столу и занимался: набрасывал проекты указов, пересматривал переводы, правил выходящий номер газеты. В это время к нему являлись министры с докладами. Затем он, наскоро позавтракав, отправлялся в Сенат, коллегии, корабельные мастерские. После обеда, который у него занимал немного времени, ложился отдохнуть на полтора-два часа. После сна снова занимался делами. Обычно он собственноручно писал указы и письма, выслушивал бумаги, составленные по сделанным поутру замечаниями. Любимыми занятиями его в минуты отдыха были работа на токарном станке, игра в шахматы. (20 баллов)