Олимпиада по истории. 9 класс

Олимпиада школьников по истории

2009–2010 учебный год

Окружной этап

9 класс

1. Установите соответствие между датой и историческим событием:

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

а)

А. Съезд русских князей в Любече

Б. Образование Московского княжества

В. Куликовская битва

Г. Автокефалия Русской церкви

1. 1276 г.

2. 1380 г.

3. 1223 г.

4. 1097 г.

б)

А. Отмена местничества

Б. Созыв первого Земского собора

В. Подписание Столбовского «вечного мира»

Г. Принятие Судебника Ивана III

1. 1682 г.

2. 1549 г.

3. 1497 г.

4. 1617 г.

 

в)

А. Деятельность Уложенной комиссии

Б. Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина

В. «Великое посольство» в Европу

Г. Аграрная реформа П.А.Столыпина

1. 1906-1916 гг.

2. 1697-1698 гг.

3. 1767-1768 гг.

4. 1839-1843 гг.

 

г)

А. Декрет о роспуске комбедов

Б. Принятие СССР в Лигу Наций

В. Выборы в Учредительное собрание

Г. Первые выборы в Верховный Совет СССР

1. 18 сентября 1934 г.

2. 12 декабря 1937 г.

3. 12 ноября 1917 г.

4. 2 декабря 1918 г.

2. Определите, о ком из политических деятелей идет речь:

а) «Один из «птенцов гнезда Петрова», первый из рус­ских полководцев получил звание фельдмаршала и первый из дворян – титул графа. Всю жизнь отдал на служение Петру, но по своему тяжелому харак­теру и неприязни к Меншикову не пользовался рас­положением царя. Он горько жаловался, что ему приходится исполнять на старости лет чужие при­казания, что Петр ему ничего не пишет и не испол­няет его просьбы. Горячий западник, он тем не ме­нее симпатизировал царевичу Алексею».

б) «Судьба его полна невероятных взлетов и падений. А.С.Пушкин называл его «полудержавным влас­телином». Среди его многочисленных должностей и званий встречаем: царский денщик. Генералиссимус, светлейший князь, член Британского королевского научного общества. Он – помощник царя по вне­дрению новой культуры, полководец, администратор, дипломат и финансист. При этом до конца жизни он оставался практически неграмотным и с трудом умел подписывать свое имя. После смерти великого императора он вознамерился породниться с царской семьей, выдав свою дочь за внука Петра I. Однако судьба была против него. Он был лишен всего огром­ного имущества и сослан в далекий Березов со всей семьей, где своими руками выстроил церковь».

в) «Его называют истинным просветителем. Его судь­ба удивительна. В 1769 г. армейский поручик в от­ставке, исключенный в юности из гимназии «за ле­ность», начинает издавать сатирический журнал. Позднее он станет знаменитым журналистом, с которым будет полемизировать сама императрица Екатерина II. Его журналы: «Трутень», «Кошелек», «Пустомеля» – известны всем образованным лю­дям России. Он был едва ли не первым дворяни­ном, который служил отечеству не шпагой, а пером. Неожиданный его арест, сожжение всех книг в его магазине (а это более 18 000 томов), заключение в Шлиссельбургскую крепость – до сих пор не нахо­дят объяснения. В 1812 г. остался в Москве, на свои деньги выкупал пленных французов и отдавал их французскому командованию».

3. Проанализируйте текст исторического источника и ответьте на вопросы:

«Егда же сию Богом данную нашему отечеству ра­дость рассмотряя, обозрюсь на линию наследства, едва не равная радости горечь меня снедает, видя тебя, наследника, весьма на правление дел госу­дарственных непотребного, ибо Бог не есть вино­вен, ибо разума тебя не лишил… Что все я горестию размышляя и видя, что ничем тебя склонить не могу к добру, за благо изобрел сей последний тестамент… Ежеле же ни, то изве­стен будь, что я весьма тебя наследства лишу… воистину исполню, ибо за мое отечество и людей и живота не жалел… то како могу тебя непотреб­ного пожалеть?».

1) Что означают слова «живот» и «тестамент»?

2) Назовите имена отца и сына.

3) Какая проблема возникла в результате этого решения?

4. Имя какой исторической персоны является лишним в ряду:

а) Г.М.Маленков, Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев, Ю.В.Андропов, К.У.Черненко;

б) И.А.Бродский, Б.Ш.Окуджава, М.Л.Ростропович, Е.А.Евтушенко, Б.А.Ахмадулина, А.А.Галич.

5. Что является лишним в ряду?

а) Содружество Независимых Государств (декабрь 1991 г.): Рос­сия, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.

б) Так называемые «бархатные революции» произошли в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Албании, Румынии, Болгарии.

6. Восстановите в хронологической последовательности династи­ческую цепочку царствующего дома Романовых:

а) Петр Ш, б) Екатерина I, в) Павел I, г) Анна Иоанновна, д) Петр II, е) Елизавета Петровна, ж) Иван Антоно­вич, з) Петр I, и) Екатерина II.

7. Иван Грозный в письме к Андрею Курбскому писал:

«Неужели это свет, когда поп (Сильвестр А.Л.) и лукавые рабы правят, царь же по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? И не­ужели это тьма — когда царь управляет и владеет царством, а рабы вы­полняют приказы? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет?»

Каким Вы видите политический идеал Грозного?

8. Дайте определение предложенному понятию или назовите понятие, соответствующее предложенному определению.

а) Крепостное право – это _________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________;

б) Объединение субъектов в рамках одного суверенного государства с общими федеральными органами власти и управления, единым гражданством, единой денежной единицей называется ______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________;

в) Модернизация – это ____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________.

 

9. Соотнесите имена киевских князей и предпринятые ими действия:

Имена

Действия

  1. Владимир Мономах
  2. Ярослав Мудрый
  3. Ольга
  4. Святослав
а) ввод фиксированного размера даниб) разгром хазар

в) попытка восстановить единство Руси

г) постройка храмов Святой Софии в Киеве и Новгороде

 

1)

2)

3)

4)

 

10. Определите соответствие позиций, представленных в перечне «Вспомогательные исторические дисциплины».

Название

Предмет изучения

  1. Генеалогия
  2. Геральдика
  3. Нумизматика
  4. Сфрагистика
  5. Фалеристика
  6. Хронология
а) системы летоисчисления и календари разных народовб) возникновение и развитие родственных отношений

в) печати

г) история орденов, медалей, знаков отличия

д) история монетной чеканки и денежного обращения

е) гербы

 

1)

2)

3)

4)

5)

6)

11. По какому принципу образованы ряды? Дайте толкование событий в соответствии с хронологией их развития.

а) 1237 г., 1241 г., 1378 г., 1380 г., 1382 г.;

б) 1224 г., 1237 г., 1240 г., 1242 г.;

12.В 1862 г. И.С.Тургенев написал роман «Отцы и дети», в котором противопоставил различные поколения дворянства – сходящего с исторической сцены и выдвигающегося в центр общественной и духовной жизни страны. В центре романа фигура разночинца Базарова, воплощающего тип человека нового поколения.

Какие черты нового поколения изобразил Тургенев в романе?

13. Напишите историческое эссе на тему «Выдающийся российский реформатор XIX в.».

 

Ответы:

Задания 1–11 (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

1 – а) а4, б1, в2, г3; б) а1, б2, в4, г3; в) а3, б4, в2, г1.

2 – а) Б.П.Шереметев; б) А.Д.Меньшиков; в) Н.И.Новиков.

3 – 1) «жизнь» и «завещание»; 2) Петр I и царевич Алексей; 3) династический кризис.

4 – а) Г.М.Маленков; б) М.Л.Ростропович.

5 – а) Грузия; б) Албания.

6 – б, д, г, ж, е, а, и, в.

7 – Самодержавие с тенденцией к абсолютизму.

8 – а) Совокупность юридических норм государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. Выражается в «прикреплении» крестьян к земле и подчинении административной и судебной власти землевладельца; б) Федерация; в) Ускоренное освоение аграрными странами достижений индустриальной цивилизации, включая создание собственной промышленности и образования европейского типа.

9 – 1в, 2г, 3а, 4б.

10 – 1б, 2е, 3д, 4в, 5г, 6а.

11 – а) Борьба Руси против монголов: поход Батыя в северо-Восточную Русь, завоевание Батыем Юго-Западной Руси, битва на Воже, Куликовская битва, поход Тохтамыша и сожжение Москвы; б) Борьба новгородцев с агрессией с Запада: новгородцы разбили рыцарей под Юрьевым, меченосцы и тевтоны объединились в Ливонский орден, Невская битва, Ледовое побоище.

Задание 12 (максимально – 3 балла)

12 – И.С.Тургенев изобразил революционную молодежь середины XIX в. в лице Базарова – нигилиста, резко отрицавшего все, что не относилось к естественным наукам, презрительно относившегося к искусству и религии, непримиримого ко всяким видам угнетения, настаивавшего на уничтожении основ господствующего строя.

Задание 13 (максимально – 5 баллов)

13 – произвольная форма


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *