Олимпиада школьников по обществознанию
2009–2010 учебный год
Окружной этап
10 класс
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
1. В процессе отношений с органами государственного управления граждане реализуют основные права и свободы:
а) право на жизнь;
б) право участвовать в управлении государством непосредственно и через своих представителей;
в) право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и проектирование;
г) право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
д) право на создание семьи;
е) право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы по защите свободы и личной неприкосновенности;
ж) право на неприкосновенность жилища;
з) право на образование;
и) право на передвижение;
к) право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию;
л) право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;
м) право на изменение фамилии, имя, отчества.
2. Какой из приведенных терминов означает принятие в гражданство?
а) адаптация; б) натурализация; в) филиация; г) экстрадиция.
3. Как называется документ с именами кандидатов для голосования на выборах?
а) официальный перечень; б) пакт; в) акт; г) бюллетень.
4. Закончите высказывание: «Минимальный набор продуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимых для обеспечения основных физиологических потребностей человека, – это ________________________________».
5. Заполните пропуски в схеме «Классификация основных прав и свобод по Конституции РФ».
ПРАВА И СВОБОДЫ
6. Установите верность или ложность утверждений («да» или «нет») и занесите ответы в таблицу.
6.1.Социальное развитие современной России не характеризуется стабильностью социальных статусов людей.
6.2. Проведение ежегодных ярмарок вакансий для молодежи является примером функционирования рынка информации.
6.3. Уголовное право относится к отраслям публичного права.
6.4.Для традиционного общества характерно рациональное восприятие мира.
6.5. Регулирование экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учетной ставки инормы обязательных резервов является основой фискальной политики государства.
6.6.Тенденция к межнациональной интеграции проявляется в сепаратизме.
6.7. Для философов эпохи Просвещения характерно представление об истории человечества как о непрерывном прогрессе всех сторон жизни общества.
6.1 | 6.2 | 6.3 | 6.4 | 6.5 | 6.6 | 6.7 |
7. Какое понятие является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.
7.1 Унитарное государство, светское государство, федеративное государство, конфедерация._______________________________________________________________
7.2. Искусство, наука, здравоохранение, образование. ____________________
___________________________________________________________________
8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данную ситуацию.
17-летний Константин Волков устроился на предприятие «Сфера». Он заключил трудовой договор, куда с егосогласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончании трех месяцев испытательного срока Волкова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.
Правомерно ли увольнение Волкова? Свое мнение обоснуйте.
9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих понятий из приведенного списка. Обратите внимание: в списке понятий больше, чем пропусков в тексте!
Большое распространение в получила классификация, выделяющая в зависимости отоснований иусловий приобретения _________ членства ___________ и ____ __________ партии. Первые отличаются тем, что ониформируются вокруг группы политических ,а основой их строения является комитет активистов. Ониформируются обычно ____________ на базе различных ____________ фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время . Другие партиипредставляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается _____________ единству членов партии. Такие партиичаще всего формируются ______ __________, на основе профсоюзных и иных _________ движений, отражающихинтересы различных социальных _______ .
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Развитие экономической системы (1) является основой экономического прогресса (2). Его основу составляет развитие материальных производительных сил, которое ведетк росту производительности труда (3). Обновление материально-технической базы порождает новые знания (4) и навыки работников, меняет существующее общественное разделение труда. Параллельно прогрессу техники и опережая его идет развитие науки (5), прикладные отрасли которой непосредственно ориентированы на применение результатов научного знания для решения производственных и социально-практических проблем. Одновременно увеличивается объем и структура потребностей (6), меняются способы их удовлетворения, существенно изменяется сам образ жизни.
10.1. Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.
1. ______________________________________________________
2.__________________________________________________________
3. _____________________________________________________
4. ____________________________________________________
5. ________________________________________________________
6. _____________________________________________________
10.2. О каких сферах (подсистемах) общественной жизни идет речь в тексте?Какой из них отводится определяющая роль?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.3. Что входит в состав производительных сил общества, кроме их материально-технической части?____________________________________________________
11. Представленные на диаграмме данные отражают ситуацию в одной стране в начале и в конце года. Проанализируйте их. Понятия, обозначающие категории населения, показанные на диаграмме, употребляются в классическом значении.
11.1. Оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы.
а) Происходит общий рост числа экономически активных людей._______________
_______________________________________________________________________
б) Подобная динамика числа безработных может быть связана только с наличием фрикционной безработицы.______________________________________________________
11.2. Вследствие какого процесса в экономике происходят подобные изменения? _________________________________________________________________________
12. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.
Предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения.
Совокупность социально-экономических и правовых мер, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших прав и свобод.
Официальное провозглашение государством, партией, международными, межгосударственными организациями основных принципов.
Максимальная открытость и правдивость в деятельности государственных и общественных организаций; действенная и активная форма участия общественного мнения в демократическом решении важнейших проблем страны.
Денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством; одна из форм материального обеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности и др.
Лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства.
Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Решение важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.
Возможность свободного существования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, различных политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами.
Контроль официальных властей за содержанием произведений, предназначенных к печати, прокату, воспроизведению, выпуску, постановке и т. д.
Общественное признание населением страны законности действующих институтов государственной власти.
Определение ________________________________________________
Ответы:
1 – б, г, е. 2 – б. 3 – г. (1 балл за правильный ответ)
4 – «Прожиточный минимум». (1 балл за правильный ответ)
5 – Экономические, политические, культурные, личные, социальные. (2 балла за правильный ответ)
6 – 6.1) Да; 6.2) Нет; 6.3) Да; 6.4) Нет; 6.5) Нет; 6.6) Нет; 6.7) Да. (По 1 баллу за каждую позицию, максимум – 7 баллов)
7 – 7.1) Светское государство, остальное – формы государственного устройства; 7.2) Здравоохранение, остальное – элементы духовной сферы общества. (По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, максимум – 6 баллов)
8 – Нет. По Трудовому кодексу РФ для лиц, не достигших 18 лет, испытательный срок при приеме на работу не устанавливается. (1 балл за правильный ответ и 2 балла за верное обоснование)
9 – 9, 13, 21, 7, 18, 19, 14, 11, 16, 1, 2, 10. (По 1 баллу за каждый верный ответ, максимум – 12 баллов)
10 – 10.1: 1) Экономическая система – совокупность экономических процессов производства, обмена, распределения, потребления, организационных форм и механизма хозяйственной деятельности; 2) Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; 3) Производительность труда – количество продукции, выпущенной в единицу времени; 4) Знание – результат познания, процесса постижения действительности в ходе активного отражения сознанием человека объективных отношений и закономерностей реального мира; 5) Наука – система знаний, форма духовной жизнедеятельности общества, направленная на производство объективно-истинных знаний о природе, обществе, человеке; 6) Потребность – нужда, необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности человека и общества в целом. (До 3 баллов за каждое верное определение, максимум – 18 баллов)
11 – 11.1: а) Да. Выросло суммарное число безработных и занятых; б) Нет. Безработица за год резко возросла, а уровень фрикционной безработицы относительно постоянен. (По 2 балла за определение верности или неверности утверждения и до 3 баллов за полное объяснение, максимум – 10 баллов); 11.2: Экономический кризис (2 балла за правильное определение процесса)
12 – 1) Конституция; 2) Правомочие; 3) Гарантия; 4) Декларация; 5) Гласность; 6) Пособие; 7) Апатриды; 8) Образование; 9) Референдум; 10) Плюрализм; 11) Цензура; 12) Легитимность. Тоталитаризм – политическая (государственная) система, осуществляющая или стремящаяся к осуществлению ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сторонами жизни общества. (По 1 баллу за каждое слово и 3 балла за верное определение, максимум – 15 баллов)