Олимпиада по обществознанию. 11 класс

Олимпиада школьников по обществознанию

2009–2010 учебный год

Окружной этап

11 класс

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

 1. Какие из перечисленных действий являются админист­ративным правонарушением (А), а какие – преступлением (П)?

а) нецензурная брань;

б) изнасилование;

в) рисование на стенах;

г) нарушение правил пожарной безопасности;

д) кража личного имущества граждан;

е) уклонение от уплаты налогов.

2. Среди перечисленных ниже правонарушений админи­стративными правонарушениями являются:

а) уклонение от подачи налоговой декларации;

б) уклонение от уплаты алиментов;

в) мелкое хулиганство;

г) злостное хулиганство;

д) распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах;

е) злостное неповиновение работнику милиции;

ж) оказание сопротивления работнику милиции при за­держании с нанесением ему телесных повреждений;

з) контрабанда.

3. Доверенность на право управлять автотранспортным средством может быть удостоверена:

а) в ГИБДД;

б) в суде;

в) у нотариуса;

г) в ОВД.

4. Какие права несовершеннолетних детей закреплены нормами Семейного кодекса РФ?

а) право жить и воспитываться в семье;

б) право на объединение;

в) право на образование;

г) право на общение с родителями и другими родственни­ками;

д) право на защиту;

е) право выражать свое мнение;

ж) право на медицинское обслуживание;

з) право на имущество родителей.

5.Погосова 3.А. в связи с заключением брака выехала в 1995 году на постоянное жительство в Мюнхен и вышла из гра­жданства РФ. В августе 2002 г. она вернулась в Россию, получи­ла вид на жительство и хочет снова приобрести гражданство РФ.

По какому основанию она может приобрести гражданство?

6.Гражданин Т. обратился в суд с иском к домоуправле­нию о причинении ущерба, но судья посоветовал ему забрать документы, мотивируя это тем, что факт нанесения ущерба бу­дет трудно доказать.

Какое из перечисленных положений Кон­ституции РФ нарушено в данном случае?

а) Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46).

б) Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отне­сено законом (ст. 47).

в) Каждому гарантируется право на получение квалифи­цированной юридической помощи (ст. 48).

г) Все перечисленные положения.

7. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

а) Авторитет, страх, сила, убеждение._______________________________________

_______________________________________________________________________

б) Т.Гоббс, Д.Локк, Г.Гроций, А.Н.Радищев._________________________________

_______________________________________________________________________

8. Какое понятие является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

8.1 Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ, Комитет Государственной Думы по охране здоровья, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. ______________________________________________________________________

8.2. Налог на прибыль, поимущественный налог, подоходный налог, налог на добавленную стоимость.__________________________________________________________

9. В ходе расследования причин пожара на одной из ферм было установлено, что причиной возгорания послу­жила молния во время грозы, от удара которой строение тут же загорелось.

О каком юридическом факте идет речь? Свое мнение обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Вставьте вместо пропусков порядковые номера со­ответствующих слов из предложенного списка. Существи­тельные даны в списке в единственном числе, прилага­тельные в форме мужского рода. Одни и те же слова мо­гут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

«Глобальный мир – это не .Наоборот, это возможность развития различных нацио­нальных политических и экономических моделей, кото­рые могут информировать о себе остальной мир, а такжевозможность для ______________ политическихкультур.Контролировать мир становится все сложнее. Однакособлазн глобального ____________ не проходит. Это таит в себе серьезные опасности – одна сторона претен­дует на то, чтобы диктовать нормы жизни остальным чле­нам мирового сообщества, что неизбежно провоцирует серьезные ______________ . В итоге мы наблюдаеммир после окончанияне безопаснее, а, наоборот, намного рискованнее. Линии___________ появилось существенно больше,а __________только умножила риски. Например,создание в Европе открытого рынка рабочей силы приве­ло к резкому росту ___________ из исламскихстран, которые стали требовать культурной и религиозной ____________. В контексте нарастающих противоречиймежду христианской и исламской цивилизациями Запад­ная Европа сама стала заложницей своей ___________».

(К. В. Симонов, российский обществовед)

  1. Автономия

  2. Политика «большой дубинки»

  3. Конфликт

  4. Демократия

  5. Федерация

  6. Политика «открытых дверей»

  7. Мигрант

  8. Размежевание

  1. Единообразие

  2. «Умиротворение агрессора»

  3. «Холодная война»

  4. Коренное население

  5. Доминирование

  6. Взаимопроникновение

  7. Полярность

  8. Глобализация

11. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Во-первых, это насильственное изменение существу­ющего политического режима (1), основ его легитимности (2)и его символики (3). Во-вторых, замена неспособной политической элиты (4)или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, изменения, которые направ­лены на модернизацию (5)большинства аспектов социаль­ной жизни, на экономическое развитие и индустриализа­цию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный раз­рыв с прошлым. В-пятых, изменения в нравственности и воспитании (6), что создает или порождает нового чело­века».

(Ш. Эйзенштадт, американский обществовед)

11.1 Дайте определение всем подчеркнутым и пронуме­рованным терминам.

1. ____________________

2. ____________________

3. __________________________________________________________

4. __________________________________________________________

5. __________________________________________________________

6. __________________________________________________________

11.2. В результате какого социально-исторического про­цесса происходят данные изменения в обществе?____________________________________________________

12 При подготовке мультимедийной презентации по обществознанию компьютер дал сбой, и подготовленные слайды — высказывания, в которых представлены пять направлений социально-философской мысли, изображе­ния ярких представителей данных направлений, оказа­лись вперемешку в «корзине». Их необходимо системати­зировать. Для этого их надо сопоставить и свести в таб­лицу. В первой колонке таблицы надо написать названия этих направлений (одно из названий сохранилось) в хро­нологической последовательности. Во второй – проста­вить порядковые номера высказываний, а в третьей – порядковые номера изображений и указать, кто изобра­жен.

1. 2.  3. 

7. 10.

_______________________________________________________________________

4. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким хочет стать.

5. Совершенный Бог не мог создать что-либо несовершенное.

6. Во дворцах думают иначе, чем в хижинах.

8. Философия должна быть служанкой богословия.

9. Измените сознание, и вслед за этим измениться сама реальность.

_______________________________________________________________________

Просвещение

13. Представленные на диаграмме данные отражают ситуацию в одной стране в начале и в конце года. Про­анализируйте их. Понятия, обозначающие категории на­селения, показанные на диаграмме, употребляются в классическом значении.

диаграмма по обществу

 13.1. Данные диаграммы позволяют сделать ряд выво­дов. Вы можете согласиться с каждым выводом или оп­ровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить дан­ными диаграммы.

а). Происходит общий рост числа экономически актив­ных людей. _______________

_______________________________________________________________________

б) Подобная динамика числа безработных может быть связана только с наличием фрикционной безработицы. _____________________________________________________

_______________________________________________________________________

13.2. Вследствие какого процесса в экономике проис­ходят подобные изменения? ________________________________________________________________________

14. Решите кроссворд. В выделенных клетках полу­чится слово. Запишите его определение.

  1. Соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое.

  2. Философское направление, основанное на убежден­ности в способности человеческого разума познавать зако­ны природы и общества.

  3. Наука о прекрасном в природе и искусстве.

  4. Инакомыслящий индивид, активно использующий неформальные способы политического протеста в борьбе против господствующей идеологии.

  5. Философская наука, объектом изучения которой является мораль.

  6. Нигилистическое отношение ко всем нравственным принципам.

  7. Бессмысленное разрушение объектов материальной культуры, произведений искусства, исторических памят­ников.

  8. Восприятие окружающего мира, проникнутое уны­нием и неверием в лучшее будущее.

  9. Терпимое отношение к той или иной религии, допу­щение государством свободы вероисповедания.

  1. Публичное обсуждение какого-либо спорного во­проса, проблемы.

  2. Ограничение и подавление чувственных влечений, желаний как средство достижения религиозных или эти­ческих целей.

  3. Предписания социального и нравственного харак­тера, которым церковь придает божественный авторитет.

  4. Распространение политических, философских, на­учных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активиза­ции массовой практической деятельности.

кроссворд по обществу

Определение ________________________________________________

11 класс

Ответы:

 

1– А: а, в, г; П: б, д, е. 2 – д. 3 – в. 4 – а, г, д, е. (По 1 баллу за каждый правильный ответ)

5 – По основанию «восстановление в гражданстве». (По 1 баллу за правильный ответ)

6 – г. (По 1 баллу за правильный ответ)

7 – а) Основания (ресурсы) власти; б) Мыслители – сторонники теории естественного права (По 2 балла за каждый верно названный принцип, максимум – 4 балла)

8 – 8.1) Комитет Государственной Думы по охране здоровья относится к законодательной ветви власти, остальные – к исполнительной; 8.2) Подоходный налог – прямой налог, остальные – косвенные (По 2 балла за каждый верно названный принцип, максимум – 4 балла)

9 – Речь идет о событии. Случившееся на ферме не зависело от воли людей. (За правильный ответ 2 балла, за верное объяснение – тоже 2 балла)

10 – 9, 14, 13, 3, 11, 8, 16, 7, 1, 6. (По 2 балла за каждое верно указанное слово, максимум – 20 баллов)

11 – 11.1: 1) Политический режим – система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе; 2) Легитимность – общественное признание населением страны законности действующих институтов государственной власти; 3) Символика – выражение идей, понятий, действий с помощью условных знаков или предметов (символов); 4) Политическая элита – избранная часть общества, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики; 5) Модернизация – общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся индустриально развитыми (возможно использование иных определений); 6) Воспитание – процесс целенаправленного систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями. 11.2: Революция (до 3 баллов за каждое верное определение и 2 балла за определение социально-исторического процесса, максимум –20 баллов)

12 – Схоластика – 8 – 2) Ф.Аквинский;

Гуманизм – 5 – 10) Э.Роттердамский;

Просвещение – 9 – 3) Ж.-Ж.Руссо;

Марксизм – 6 – 1) Г.В.Плеханов;

Экзистенциализм – 4 – 7). А.Камю (За каждый верно атрибутированный ряд по 4 балла. За верную последовательность – 2 балла, максимум – 22 балла)

13 – 13.1: а) Да. Выросло суммарное число безработных и занятых; б) Нет. Безработица за год резко возросла, а уровень фрикционной безработицы относительно постоянен (По 2 балла за определение верности или неверности утверждения, до 3 баллов за полное объяснение, максимум – 6 баллов). 13.2: Экономический кризис (2 балла за правильный ответ)

14 – 1) Гармония; 2) Рационализм; 3) Эстетика; 4) Диссидент; 5) Этика; 6) Аморализм; 7) Пессимизм; 9) Веротерпимость; 10) Дискуссия; 11) Аскетизм; 12) Заповедь; 13) Пропаганда. Слово по вертикали: миссионерство – деятельность религиозных организаций, направленная на распространение их вероучения и культа среди иноверцев. (По 1 баллу за каждое слово. 2 балла за определение. Максимум – 15 баллов)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *