Олимпиада школьников по обществознанию
2009–2010 учебный год
Окружной этап
11 класс
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
1. Какие из перечисленных действий являются административным правонарушением (А), а какие – преступлением (П)?
а) нецензурная брань;
б) изнасилование;
в) рисование на стенах;
г) нарушение правил пожарной безопасности;
д) кража личного имущества граждан;
е) уклонение от уплаты налогов.
2. Среди перечисленных ниже правонарушений административными правонарушениями являются:
а) уклонение от подачи налоговой декларации;
б) уклонение от уплаты алиментов;
в) мелкое хулиганство;
г) злостное хулиганство;
д) распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах;
е) злостное неповиновение работнику милиции;
ж) оказание сопротивления работнику милиции при задержании с нанесением ему телесных повреждений;
з) контрабанда.
3. Доверенность на право управлять автотранспортным средством может быть удостоверена:
а) в ГИБДД;
б) в суде;
в) у нотариуса;
г) в ОВД.
4. Какие права несовершеннолетних детей закреплены нормами Семейного кодекса РФ?
а) право жить и воспитываться в семье;
б) право на объединение;
в) право на образование;
г) право на общение с родителями и другими родственниками;
д) право на защиту;
е) право выражать свое мнение;
ж) право на медицинское обслуживание;
з) право на имущество родителей.
5.Погосова 3.А. в связи с заключением брака выехала в 1995 году на постоянное жительство в Мюнхен и вышла из гражданства РФ. В августе 2002 г. она вернулась в Россию, получила вид на жительство и хочет снова приобрести гражданство РФ.
По какому основанию она может приобрести гражданство?
6.Гражданин Т. обратился в суд с иском к домоуправлению о причинении ущерба, но судья посоветовал ему забрать документы, мотивируя это тем, что факт нанесения ущерба будет трудно доказать.
Какое из перечисленных положений Конституции РФ нарушено в данном случае?
а) Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46).
б) Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47).
в) Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48).
г) Все перечисленные положения.
7. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
а) Авторитет, страх, сила, убеждение._______________________________________
_______________________________________________________________________
б) Т.Гоббс, Д.Локк, Г.Гроций, А.Н.Радищев._________________________________
_______________________________________________________________________
8. Какое понятие является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.
8.1 Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ, Комитет Государственной Думы по охране здоровья, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. ______________________________________________________________________
8.2. Налог на прибыль, поимущественный налог, подоходный налог, налог на добавленную стоимость.__________________________________________________________
9. В ходе расследования причин пожара на одной из ферм было установлено, что причиной возгорания послужила молния во время грозы, от удара которой строение тут же загорелось.
О каком юридическом факте идет речь? Свое мнение обоснуйте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Существительные даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!
«Глобальный мир – это не .Наоборот, это возможность развития различных национальных политических и экономических моделей, которые могут информировать о себе остальной мир, а такжевозможность для ______________ политическихкультур.Контролировать мир становится все сложнее. Однакособлазн глобального ____________ не проходит. Это таит в себе серьезные опасности – одна сторона претендует на то, чтобы диктовать нормы жизни остальным членам мирового сообщества, что неизбежно провоцирует серьезные ______________ . В итоге мы наблюдаеммир после окончанияне безопаснее, а, наоборот, намного рискованнее. Линии___________ появилось существенно больше,а __________только умножила риски. Например,создание в Европе открытого рынка рабочей силы привело к резкому росту ___________ из исламскихстран, которые стали требовать культурной и религиозной ____________. В контексте нарастающих противоречиймежду христианской и исламской цивилизациями Западная Европа сама стала заложницей своей ___________».
(К. В. Симонов, российский обществовед)
|
|
11. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
«Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима (1), основ его легитимности (2)и его символики (3). Во-вторых, замена неспособной политической элиты (4)или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, изменения, которые направлены на модернизацию (5)большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. В-пятых, изменения в нравственности и воспитании (6), что создает или порождает нового человека».
(Ш. Эйзенштадт, американский обществовед)
11.1 Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.
1. ____________________
2. ____________________
3. __________________________________________________________
4. __________________________________________________________
5. __________________________________________________________
6. __________________________________________________________
11.2. В результате какого социально-исторического процесса происходят данные изменения в обществе?____________________________________________________
12 При подготовке мультимедийной презентации по обществознанию компьютер дал сбой, и подготовленные слайды — высказывания, в которых представлены пять направлений социально-философской мысли, изображения ярких представителей данных направлений, оказались вперемешку в «корзине». Их необходимо систематизировать. Для этого их надо сопоставить и свести в таблицу. В первой колонке таблицы надо написать названия этих направлений (одно из названий сохранилось) в хронологической последовательности. Во второй – проставить порядковые номера высказываний, а в третьей – порядковые номера изображений и указать, кто изображен.
1. 2. 3.
7. 10.
_______________________________________________________________________
4. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким хочет стать.
5. Совершенный Бог не мог создать что-либо несовершенное.
6. Во дворцах думают иначе, чем в хижинах.
8. Философия должна быть служанкой богословия.
9. Измените сознание, и вслед за этим измениться сама реальность.
_______________________________________________________________________
Просвещение | ||
13. Представленные на диаграмме данные отражают ситуацию в одной стране в начале и в конце года. Проанализируйте их. Понятия, обозначающие категории населения, показанные на диаграмме, употребляются в классическом значении.
13.1. Данные диаграммы позволяют сделать ряд выводов. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы.
а). Происходит общий рост числа экономически активных людей. _______________
_______________________________________________________________________
б) Подобная динамика числа безработных может быть связана только с наличием фрикционной безработицы. _____________________________________________________
_______________________________________________________________________
13.2. Вследствие какого процесса в экономике происходят подобные изменения? ________________________________________________________________________
14. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
Соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое.
Философское направление, основанное на убежденности в способности человеческого разума познавать законы природы и общества.
Наука о прекрасном в природе и искусстве.
Инакомыслящий индивид, активно использующий неформальные способы политического протеста в борьбе против господствующей идеологии.
Философская наука, объектом изучения которой является мораль.
Нигилистическое отношение ко всем нравственным принципам.
Бессмысленное разрушение объектов материальной культуры, произведений искусства, исторических памятников.
Восприятие окружающего мира, проникнутое унынием и неверием в лучшее будущее.
Терпимое отношение к той или иной религии, допущение государством свободы вероисповедания.
Публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.
Ограничение и подавление чувственных влечений, желаний как средство достижения религиозных или этических целей.
Предписания социального и нравственного характера, которым церковь придает божественный авторитет.
Распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности.
Определение ________________________________________________
11 класс
Ответы:
1– А: а, в, г; П: б, д, е. 2 – д. 3 – в. 4 – а, г, д, е. (По 1 баллу за каждый правильный ответ)
5 – По основанию «восстановление в гражданстве». (По 1 баллу за правильный ответ)
6 – г. (По 1 баллу за правильный ответ)
7 – а) Основания (ресурсы) власти; б) Мыслители – сторонники теории естественного права (По 2 балла за каждый верно названный принцип, максимум – 4 балла)
8 – 8.1) Комитет Государственной Думы по охране здоровья относится к законодательной ветви власти, остальные – к исполнительной; 8.2) Подоходный налог – прямой налог, остальные – косвенные (По 2 балла за каждый верно названный принцип, максимум – 4 балла)
9 – Речь идет о событии. Случившееся на ферме не зависело от воли людей. (За правильный ответ 2 балла, за верное объяснение – тоже 2 балла)
10 – 9, 14, 13, 3, 11, 8, 16, 7, 1, 6. (По 2 балла за каждое верно указанное слово, максимум – 20 баллов)
11 – 11.1: 1) Политический режим – система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе; 2) Легитимность – общественное признание населением страны законности действующих институтов государственной власти; 3) Символика – выражение идей, понятий, действий с помощью условных знаков или предметов (символов); 4) Политическая элита – избранная часть общества, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики; 5) Модернизация – общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся индустриально развитыми (возможно использование иных определений); 6) Воспитание – процесс целенаправленного систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями. 11.2: Революция (до 3 баллов за каждое верное определение и 2 балла за определение социально-исторического процесса, максимум –20 баллов)
12 – Схоластика – 8 – 2) Ф.Аквинский;
Гуманизм – 5 – 10) Э.Роттердамский;
Просвещение – 9 – 3) Ж.-Ж.Руссо;
Марксизм – 6 – 1) Г.В.Плеханов;
Экзистенциализм – 4 – 7). А.Камю (За каждый верно атрибутированный ряд по 4 балла. За верную последовательность – 2 балла, максимум – 22 балла)
13 – 13.1: а) Да. Выросло суммарное число безработных и занятых; б) Нет. Безработица за год резко возросла, а уровень фрикционной безработицы относительно постоянен (По 2 балла за определение верности или неверности утверждения, до 3 баллов за полное объяснение, максимум – 6 баллов). 13.2: Экономический кризис (2 балла за правильный ответ)
14 – 1) Гармония; 2) Рационализм; 3) Эстетика; 4) Диссидент; 5) Этика; 6) Аморализм; 7) Пессимизм; 9) Веротерпимость; 10) Дискуссия; 11) Аскетизм; 12) Заповедь; 13) Пропаганда. Слово по вертикали: миссионерство – деятельность религиозных организаций, направленная на распространение их вероучения и культа среди иноверцев. (По 1 баллу за каждое слово. 2 балла за определение. Максимум – 15 баллов)