Олимпиада по русскому языку
Окружной тур
2009 – 2010 учебный год
9 класс
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
1 тур
Какие фонетические явления используют поэты, соединяя в рифмы подчеркнутые слова? Сделайте фонетическую транскрипцию этих слов. Что объединяет поэтов, стихи которых приведены в этом задании?
а) Полощет ливень, и колотит град, И тучи синим пламенем горят. Н.Кондратковская | б) Фронтовые, погибшие, Неживые, поникшие; И друзья, и попутчики, Лейтенанты – поручики… М.Львов |
в) Спотыкаются в камнях Звонкие копытца, Скоро, скоро из меня Пташке не напиться. Н.Кондратковская | г) Россияне! Не уроним чести И плечом к плечу сомкнемся впредь. Выстоять дано нам только вместе, Порознь – только умереть… К.Скворцов |
Подберите слова, которые исторически родственны данным. Обоснуйте ответ.
Ровесник, сверстник.
Как превратить глагол «здравствовать» в междометие?
Какими способами выражено сравнение в приведенных отрывках из художественных произведений?
А) И туманился дымчатой вязью златоустовский грозный булат. (А.Куницын)
Б) Сталь в печах клокочет, как живая. (А.Куницын)
В) Мы привыкаем к ближним, как к острогу земного бытия. (К.Скворцов)
Г) …Пишу тремя перстами, как молюсь. (К.Скворцов)
Объясните лексическое значение выражения: «есть еще порох в пороховницах» Охарактеризуйте это словосочетание с точки зрения лексики. Укажите происхождение выражения.
Отредактируйте предложения с речевыми ошибками.
А) Генералы выбрались из острова.
Б) В этом проявилась притворность Молчалина.
В) Учащиеся гордились за своих учителей.
Г) Пушкин был лиристом.
Д) По возвращению в Москву Чацкий помчался к Софье.
Е) Чацкий молод, привлекателен и очень умный.
Ж) Поэт посвятил жене многие свои стихи и прозы.
З) После посещения театра мы писали отзыв на спектакль.
И) Недостатком вашего сочинения является недостаточно глубокий анализ изобразительно-выразительных средств.
Найдите в словах и словоформах окончания (если есть): пятьсот, мнений, жребий, вишен, сутуловат, только, красивее.
Раскройте скобки.
(Не)бес…полезный совет, (не)пр…клонный человек, отнюдь (не) верное замечание, был он земляк (не)толст, (не)тонок, (не)предвзятое мнение, очень (не)сильный голос, (не)бескомпроми…ная затея, (не)желтые обои.
9. Какие звуки в древнерусском алфавите обозначали буквы Ъ, Ь?
10. У К.И.Чуковского в «Бармалее» Танечка и Ванечка убегают в Африку и там
Вдоль по Африке гуляют
Фиги-финики срывают…
Может ли такое быть ботаническое чудо – фиги-финики? Ведь фиги – это плод одного дерева (инжира), а финики – совсем другого (финиковой пальмы).
Приведите примеры подобных существительных.
II тур
Напишите короткое сочинение (1 страница) на тему: «Что такое коммуникабельность?» Кого из литературных героев вы назвали бы коммуникабельным или некоммуникабельным?»
9 класс ( 3 часа на выполнение заданий 1 и 2 тура)
1. [грат], [гар‘ат ] – оглушение звонких согласных на конце слова.
[папуч‘ик‘и], [паруч‘ик‘и] – буквосочетание тч произносится как [ч].
[капыца], [напица ] – буквосочетание тц произносится как [ц] буквосочетание ться произносится как [ц].
[фпр‘эт‘], [умир‘эт‘] – оглушение звонких согласных на конце слова, [ч‘эс‘т‘и], [вм‘эс‘т‘и] – изменение гласных звуков в безударном положении.
Творчество поэтов Н.Кондратковской, М.А.Львова, К Скворцова связано с Южным Уралом. Оценка – 5 баллов
2. Ровесник – весна («ровно весен»), сверстник – сверстать, верста (верст — одинаковый).
Оценка – 3 балла (за большое количество правильно приведенных слов может быть дан 1 поощрительный балл)
3. Здравствуй (-те)
Оценка – 1 балл
а) И туманился дымчатой вязью златоустовский грозный булат. (А.Куницын) — морфологический способ (творительный падеж существительного).б) Сталь в печах клокочет, как живая. (А.Куницын) — синтаксический способ (с помощью сравнительного оборота) в)Мы привыкаем к ближним, как к острогу земного бытия. (К.Скворцов) — синтаксический способ (с помощью сравнительного оборота) г) …Пишу тремя перстами, как молюсь. (К.Скворцов) — синтаксический способ (с помощью сравнительного придаточного).
Оценка – 4 балла
Есть еще порох в пороховницах – есть силы. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»
Оценка – 2 балла
Отредактируйте предложения с речевыми ошибками.
Генералы выбрались с острова. В этом проявилось притворство Молчалина. Учащиеся гордились своими учителями. Пушкин был лириком. По возвращении в Москву Чацкий помчался к Софье. Чацкий молод, привлекателен и очень умен. Поэт посвятил жене многие свои стихи и прозаические произведения. После посещения театра мы писали отзыв о спектакле. Недостатком вашего сочинения является неглубокий анализ изобразительно-выразительных средств.
Оценка – 9 баллов
Найдите в словах и словоформах окончания: пятьсот , мнений , жребий , вишен , сутуловат , только, красивее.
Оценка – 7 баллов
Раскройте скобки.
(Не)бе…полезный совет, (не)пр…клонный человек, отнюдь (не) верное замечание, был он (не)толст, (не)тонок, (не)предвзятое мнение, очень (не)сильный голос, (не)бе..компроми…ная затея, (не)желтые обои.
Оценка – за каждый правильный ответ по 1 баллу
9. Какие звуки в древнерусском алфавите обозначали буквы Ъ, Ь?
Ъ – о, Ь – э, э (долгий), э (носовой), о (носовой)
Оценка – 5 баллов
10. С точки зрения ботаники, фиги и финики – совсем разные плоды, растущие на разных деревьях. Язык позволяет объединить эти разные вещи в некоторое собирательное понятие (примерно такое: «плоды экзотических южных деревьев») и обозначить его парным существительным фиги-финики. Точно так же мы объединяем в одно понятие разные предметы, говоря гуси-лебеди, руки-ноги, вилки-ложки и т.д.
Оценка – 4 балла
II тур (1 час)