1. Почти у каждого человека есть свой девиз, принцип по которому он живёт. Определите, кто автор этих литературных девизов (автор, название и герой произведения)
А) «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Б) «Терпи, казак – атаманом будешь!»
В) «Один за всех и все за одного!»
2. Определите литературного героя по описанию:
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
А) «Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…»
Б) «Настоящая казацкая папаха, чуб, торчащий на голове, длинные усы, суровый взгляд и постоянная его спутница – люлька».
В) «Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счет».
Г) «На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с черное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их лица немного загоревшие с черными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом».
Д) “Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит … Коса сиза-черная, на конце ленты не то красные, не то зеленые… А одежда такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз, как шелк, хоть рукой погладь”.
Е) “Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. …Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца… говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом…”.
3. Соотнесите автора и произведение.
а) «Конь с розовой гривой» | А.Куприн |
б) «Алые паруса» | В.Гюго |
в) «Девяносто третий год» | А. Грин |
г) «Чудесный доктор» | В. Астафьев |
4. Определите жанр произведений:
«Дикий помещик» —
«Полтава» —
«Три пальмы» —
«Каменный цветок» —
«Тарас Бульба» .
5. Запишите произведения, в названии которых встречаются числительные. Укажите авторов данных произведений.
6. Прочитайте стихотворение Я.П. Полонского:
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись – не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…
Выберите из предложенного списка 3 понятия, наиболее соответствующие идейно – художественным особенностям стихотворения Я.П. Полонского « По горам две хмурых тучи…». Объясните ваш выбор. (9баллов)
Аллегория, олицетворение, градация, аллитерация, афоризм, гипербола, динамика, хорей, ирония, многоточие, эпитет, ямб
Ответы:
1. ОТВЕТ:
А) «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» В.Каверин «Два капитана», Саша Григорьев
Б) «Терпи, казак – атаманом будешь!» Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», Т. Бульба — Андрию
В) «Один за всех и все за одного!» А. Дюма. «Три мушкетера», Д ‘Артаньян
2. ОТВЕТ:
А) Черт. «Ночь перед Рождеством», Гоголь.
Б) Тарас Бульба. «Тарас Бульба», Гоголь.
В) Два генерала.«Повесть о том, как 1 мужик двух генералов прокормил», Салтыков-Щедрин.
Г) Остап и Андрий. «Тарас Бульба», Гоголь
Д) Медной горы хозяйка. П.Бажов “Уральские сказы”.
Е) Лиза – дочь Григория Ивановича Муромского, настоящего русского барина. А.С.Пушкин “Барышня-крестьянка”.
3. ОТВЕТ:
а) « Конь с розовой гривой»-В. Астафьев
б) « Алые паруса»- А.Грин
в) «Девяносто третий год»- В. Гюго
г) « Чудесный доктор»- А. Куприн
4. ОТВЕТ:
«Дикий помещик»-сказка
«Полтава»-поэма
«Три пальмы»-баллада
«Каменный цветок»-сказ
«Тарас Бульба»- повесть
5. ОТВЕТ.
Например: «Два великана» — стихотворение Лермонтова,
«Два капитана» Каверин;
«Три мушкетёра» Дюма,
«Три сестры» Чехов и др.
6. ОТВЕТ:
Аллитерация, олицетворение, динамика, многоточие, хорей, эпитет, ( учащиеся могут обосновать выбор любых 3 терминов из данного списка)