Олимпиадные задания по литературе для 11 класса

1. Пo данному отрывку назовите автора и его произведение.

а) «Шли они, и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь всё выше и выше, и туманно-лазурные, ещё по-утреннему зыбкие массивы Италии, её близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово. На полпути они замедлили шаг…»


б) «…Любил ходить на вокзал по вечерам, к курьерскому поезду, который останавливался здесь в последний раз перед прусской границей. Со странным очарованием, взволнованно следил он, как к станции, стремительно выскочив из-за поворота, подлетал на всех парах этот поезд, состоявший всего из пяти новеньких, блестящих вагонов, как быстро росли и разгорались его огненные глаза, бросавшие вперёд себя на рельсы светлые пятна, и как он, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом останавливался ….»
в) «Мы с товарищами выехали до восхода солнца. Пара сытых лошадей, в струну натягивая постромки, еле тащила тяжёлую бричку. Колёса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок, и через час на лошадиных боках и стёгнах, под тонкими ремнями шлеек, уже показались пышные хлопья мыла, а в утреннем свежем воздухе остро и пьяняще запахло лошадиным потом и согретым деготьком смазанной конской сбруи.
Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком. Под сапогами хлюпал размокший снег, идти было тяжело, но по обочинам дороги всё ещё держался хрустально поблёскивавший на солнце ледок, и там пробираться было ещё труднее…»
г) «Поздней ночью, когда зашёл месяц, они покинули Сухой Лог. Через два часа езды спустились с бугра к Чиру. На лугу кричали коростели, в камышистых заводях речки надсаживались лягушки, и где-то далеко и глухо стонала выпь.
Сплошные сады тянулись над речкой, неприветливо чернея в тумане.
Неподалёку от мостка (…) остановился. Полночное безмолвие царило в хуторе. (…) тронул коня каблуками, свернул в сторону. Ехать через мост он не захотел. Не верил он этой тишине и боялся её…»
д) «Он шёл медленно, точно отдыхая, миновал низкий саксаульник, перешёл через мелкую протоку; поздняя худая луна освещала текущую воду, постоянно трудящуюся без всякого одобрения. Над древней караванной дорогой, уходящей мимо Хивы в Афганию или дальше, стояла мерцающая пыль от света луны».

2. В этом задании вам предложены определения какого–либо литературоведческого понятия. О чем идет речь?

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

а) …– главная сила, пружина, движущая развитие драматургического действия…
б) …– прием, используемый для создания подтекста, состоящий в намеке на какой-либо исторический, культурный, бытовой факт…
в) …– прием, заключающийся в сопоставлении одного предмета, явления с другим предметом, явлением на основании каких-либо признаков…
г) …– обобщенная, глубокая мысль автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме и отличающаяся выразительностью, неожиданностью суждения….
д) …– метр, образованный стопами из двух слогов, с сильным местом на втором…

3. Найдите и исправьте смысловые ошибки в приведенных ниже отрывках. Объясните значение вставленного вами слова.

1) Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал набат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
2) Парубки шалили и бесились вволю. Часто между частушка­ми слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков. То вдруг один из толпы вместо частушки отпускал щедровку и ревел во все горло.
3) В тридцати километрах от него находилось богатое поме­стье князя Верейского. Князь долгое время находился в чужих краях, всем имением его управлял отставной майор, и никакого сношения не существовало между Покровским и Арбатовым. Но в конце мая князь возвратился из-за границы…
4 ) Дед кипит:
— Позволь, товарищ,
Что ты валенки мне хвалишь?
Разреши-ка доложить.
Хороши? А где сушить?
Не просушишь их в землянке,
Нет, ты дай-ка мне сапог,
Да суконные перчатки
Дай ты мне, — тогда я бог!

4. Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.(25 баллов)

Дремотность
В гроздьях розово-лиловых
Безуханная сирень
В этот душно-мягкий день
Неподвижна, как в оковах.
Солнца нет, но с тенью тень
В сочетаньях вечно новых,
Нет дождя, а слез готовых
Реки — только литься лень.
Полусон, полусознанье,
Грусть, но без воспоминанья
И всему простит душа…
А, доняв ли, холод ранит,
Мягкий дождик не спеша
Так бесшумно барабанит.
И.Ф. Анненский

Опорные вопросы:
а) Какой вы представляете себе ситуацию, вызвавшую монолог лирического героя стихотворения? Как создается его образ в произведении?
б) Как объяснить несоответствие отдельных описаний, данных в стихотворении: «душно-мягкий день» и ранящий «холод», «нет дождя» и «мягкий дождик… барабанит»?
в) Составьте список слов, обозначающих в стихотворении подробности видимого мира; какие из них сохраняют основное предметное значение, а какие становятся знаками переживаний лирического героя?
г) Проанализируйте акустическую организацию стихотворения: выделите фонетические повторы, соотнесите значение маркированных этими повторами слов. Как их использование «достраивает» семантику заглавия?
д) Какие фрагменты текста показались вам особенно выразительными с точки зрения ритмики?
е) Какую твердую жанровую форму напоминает по своему строению (строфикой, рифмовкой) это стихотворение? В чем нарушает ее правила? Чем может быть вызвано обращение автора к данной традиции — и отступление от нее?
ж) Прокомментируйте особенности поэтического синтаксиса. В чем, по-вашему, смысл незавершенности, недоговоренности в стихотворении?

Ответы:
1.ОТВЕТ:
А) И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».
Б) А.И. Куприн. «Поединок».
В) М.А. Шолохов. «Судьба человека».
Г) М.А. Шолохов. «Тихий Дон».
Д) А.П. Платонов. «Джан».

2. ОТВЕТ:
а) Конфликт б) Аллюзия в) Сравнение г) Афоризм д) Ямб

3. ОТВЕТ:
1) Вместо «набат» должно быть слово «булат». Булат — стальной клинок, меч (стар.).
2) Вместо «частушки» должно быть «колядки».
Колядки — песни, исполняемые во время обряда колядования.
3) Вместо «в 30-ти километрах» нужно «в 30-ти верстах». Верста — старая русская мера длины, равная 1,06 км.
4) Вместо «перчатки» нужно «портянки».
Портянка — кусок ткани для обмотки ноги под сапог вместо или поверх носка.

4. ОТВЕТ:
Критерии:
1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использовании фонового материала из области культуры и литературы.

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *