Русский язык. Задания для 8 класса

1. Сколько общих звуков в словах завод и зовёт?

Ответ: 4 звука /зав`от/ и /завот/ различаются мягкостью/твёрдостью согласного /в/.

2. В каких словах букву Е можно заменить на Ё?

Афера, маневры, кортеж, житие, новорожденный, опека, оседлый.

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

Ответ: манёвры, новорождённый.

3. Какое «музыкальное» слово произведено не от имени собственного?

Патефон, саксофон, тальянка, баян, рояль.

Ответ: рояль.

4. В каких словах написание мягкого знака является традиционным? Обоснуйте ваш ответ.

Петь, строить, поёшь, строишь, пью, семья, дочь, мать, встань, режь.

Ответ: поёшь, строишь. В современном русском языке мягкий знак в формах 2 лица глагола не выполняет никаких функций.

5. В каком случае представлены не слова-омонимы, а разные значения одного и того же слова?

1) рысь лошади – лесная рысь;
2) рубка леса – корабельная рубка;
3) лук огородный – лук индейца;
4) корень растения – корень зуба;
5) неравный брак – производственный брак.

Ответ: 4) корень растения – корень зуба.

6. В каком старинном значении употреблено М.Ю.Лермонтовым выражение «ушки на макушке»: «Мы долго молча отступали. Досадно было, боя ждали. Ворчали старики…И вот нашли большое поле. Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке!»?

1) изображать зайца;
2) хорошо слышать;
3) испугаться;
4) радоваться;
5) быть на чеку.

Ответ: 4) радоваться.

7. В 1783 году вышел «Опыт российского сословника» Д.Фонвизина. Как в наши дни называются словари такого типа?

1) толковые словари;
2) словари омонимов;
3) словари паронимов;
4) словари синонимов;
5) орфографические словари.

Ответ: 4) словари синонимов.

8. У какой грамматической формы нет окончания? Обоснуйте ваш ответ.

Сплошной, конечно, стерляжий, съест, сплошь, синий, верблюжий.

Ответ: Ответ: конечно, сплошь; наречие как неизменяемая часть речи окончания не имеет.

9. Какой тип склонения русских имён существительных не представлен в следующих примерах: книга, время, яблоня, кофе, тень, юноша, путь, пальто, мозоль? Обоснуйте ваш ответ, приведите этот пример.

Ответ: нет сущ. 2 скл; книга, яблоня, юноша – 1 скл; тень, мозоль – 3 скл; время, путь – разносклоняемые; кофе, пальто – несклоняемые.

10. В каком предложении инфинитив глагола «работать» является сказуемым? Укажите, каким членом предложения является инфинитив в других предложениях.

1) Работать – значит жить.
2) Моё желание работать в лицее исполнилось.
3) Мастер приказал работать до вечера.
4) Многие студенты поехали работать за рубеж.
5) Жить интересно – это много работать.

Ответ: 5) Жить интересно – это много работать.1) подлежащим; 2) определением; 3) дополнением; 4) обстоятельством цели.

11. Соседи упрекали Евгения Онегина в непочтительности: «Всё да да нет. Не скажет да-с иль нет-с». Каково происхождение старинной «вежливой частицы»?

Ответ: это сокращения слова-обращения «сударь (государь)»

12. Какую речевую ошибку (орфоэпическую, синтаксическую, морфологическую, лексическую, фразеологическую, логико-речевую) допускают в каждом случае персонажи романа И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев»? Укажите данный вид ошибки.

1) Относя письмо в почтовый ящик, у меня украли в номерах пальто.
2) Местов нет.
3) Московская газета «Звестие».
4) При наличии отсутствия пропитанных шпал.
5) Торжественный вечер, имеющий быть в клубе коммунальщиков.
6) Кто-нибудь займёт пятёрку на ремонт?
7) Кто может забыть этих кипений рабочей стройки?

Ответ: 1) синтаксическая; 2) морфологическая; 3)орфоэпическая; 4) логико-речевая; 5) фразеологическая; 6) лексическая; 7) синтаксическая.

II тур

Составьте весёлый диктант в виде связного текста, в котором будет употреблено как можно больше слов на правило «Н-НН в суффиксах различных частей речи». Подчеркните слова с этими орфограммами. Объём – не более одной страницы.

Ответ: При оценивании ориентируйтесь на следующие критерии:

  1. объем текста не менее 150 слов
  2. соответствие теме, выбранному стилю, жанру
  3. полнота раскрытия темы
  4. связность, композиционная стройность
  5. грамотность

За оригинальность могут быть выставлены дополнительные баллы.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *