I. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
1. Принятие новой конституции государства, выборы мэра города, проведение митинга с требованием осуществления государственных реформ.
2. Православие, католицизм, протестантизм
Ответ: 1. Проявление политической деятельности.
2. Христианские конфессии.
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
II. Установите верность или логичность утверждений («Да» или «Нет»):
1. Для конфуцианства характерно отношение к земной жизни, рассмотрение ее как сплошной череды страданий.
2. Политическая власть возникла как результат необходимости управления общественными отношениями.
3. Фанатичная преданность творчеству музыкальной группы является примером негативного отклоняющегося поведения.
4. Одной из главных функций государства при смешанной экономической системе является регуляция и фиксация цен на потребительском рынке.
5. Правовые отношения возникают в момент обращения в суд.
6. Науку от других отраслей культуры отличает выявление сущности общественных и природных явлений.
7. И человек и животное обладают стремлением к саморазвитию.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Нет | Да | Нет | Нет | Нет | Да | Нет |
III. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.
1. Свободное ценообразование, экономическая свобода производителей, преобладание государственной собственности, разорение убыточных предприятий.
2. Противоправность поведения потерпевшего, незнание данной правовой нормы, несовершеннолетие виновного, беременность, явка с повинной.
Ответ: 1. Преобладание государственной собственности, так как все остальное характеризует рыночную экономику.
2. Незнание данной правовой нормы, так как остальное – обстоятельства смягчающие ответственность.
IV. Впишите соответствующие обществоведческие термины и понятия:
1. Труд, земля, __________________, предпринимательские способности.
2. Буржуазия – класс; кшатрии — каста; дворянство — _____________.
Ответ: 1. Капитал, информация.
2. Сословие.
V. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к чертам характера человека, и позиции характеризующие волевые действия человека. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций остаются неиспользованными.
1. Темп речи. | 5. Постоянное несогласие со сверстниками | 9. Участие инвалида в спортивных соревнованиях | |
2. Доведение дела до конца. | 6. Обливание холодной водой | 10. Ежедневное соблюдение режима дня | |
3. Решительность. | 7. Целеустремленность | 11. Самокритичность | |
4. Обжорство | 8. Мимика | 12. Трудолюбие | |
Черты характера человека | Волевые действия человека | ||
Ответ:
Черты характера человека | Волевые действия человека |
3, 7, 11, 12. | 2, 6, 9, 10. |
VI. Из приведенного перечня положений выделите социальные условия происхождения сознания, записав их буквенные обозначения.
А. Использование всех видов звуковых и двигательных сигналов.
Б. Трудовой процесс.
В. Развитие передних конечностей.
Г. Общинный характер жизни.
Д. Развитие лобных долей головного мозга.
Е. Появление прямохождения.
Ж. Языковое общение.
З. Развитие условных рефлексов.
И. Стадная форма жизни.
Ответ: Б, Г, Ж.
VII. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:
1. Во время судебного процесса над гражданином X в газете появилась заметка, в которой в его адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статьи неоднократно называл гражданина X виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.
Какое право гражданина нарушено в этом случае?
2. Иностранный гражданин, студент одного из самарских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его в изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны, и отвечать он должен по законам другой страны.
Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.
Ответ: 1. Презумпция невиновности.
2. Да. Законы для всех (иностранцев и лиц без гражданства) действует на всей территории РФ.
VIII. Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В них в образной форме отразились известные из курса обществознания социальные явления и научные понятия. Определите их и подпишите под каждым стихотворным отрывком.
1. Человеку важно знать людей,
Чтоб от них хорошего набраться,
Чтоб средь всех идей идею братства
Ненароком он не проглядел
/Д.А. Сухарев/
а)…
2. Два мира есть у человека
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
/Н.А. Заболоцкий/
б)…
в)…
Ответ: а) Социализация. б) Природа. в) Культура.
IX. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратит внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!
Во второй половине _________ века мир начал переход к новому типу общественного строя — ___________. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей _________ или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами __________. Меняется и сам тип _________ — прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила ________. Ключевые __________ игроки новой эпохи не правительства или партии, а ___________, _________ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, _______, стилей жизни.
1. XX век | 2.Неправитедьственные | 3. Массовый | 4. Индустриальный |
5. Информация | 6. Власть | 7. Государственный | 8. Земля |
9. Насилие | 10.Общение | 11. XIX век | 12. Политический |
13. СМИ | 14. Убеждение | 15. Понятие | 16. Знание |
17.Правительственные | 18. Информационный | 19. Военная сила | 20. Ценность |
Ответ: 1,18, 19, 5, 6,14, 12, 13, 2, 20.
X. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите и соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.
1. Конкуренция.
2. Семейные.
3. Профессиональные.
4. Соперничество.
5. Предмет спора.
6. Этнические.
7. Внутриличностные.
8. Критерии классификации конфликтов.
9. Масштаб.
10. Межгосударственные.
11. Религиозные.
12. Способ протекания.
13.Конфронтация.
14. Экономические.
XI. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
«Для юристов одним из главных профессиональных качеств является умение применять правовые нормы (1) на практике. Однако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопросами права основывается, как правило, на потере уверенности в силе закона. Для людей, которые устояли перед волной правового беспредела, право стало одной из основ личного мировоззрения (2). Для современной России, возрождающей духовные традиции, очень важно формирование у граждан правовой культуры. В связи с этим важно разобраться в изначальном смысле права. Одна из аксиом права заключается в том, что право, также как и религия (3), мораль (4) относится к идеальной ценности. Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной жизни. Например, связь и отношение политики (5) и право легче всего просматривается через понятие закон.»
1. Дайте определение всем выделенным и пронумерованным терминам.
2. Почему в соответствии с позиции, раскрытой в данном тексте, формирование правовой культуры важно для возрождения духовных традиций в современной России?
Ответ: 1. 1)Установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения.
2) Система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе.
3) Совокупность духовны представлений, основанных на вере в существование Бога или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.
4) Система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятие добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни.
5) Сфера деятельности, в которой реализуются отношения связанные с завоеванием, распределением, удержанием, осуществлением или ниспровержением, а также использованием власти.
2. С позиций автора, право является идеальной ценностью, т.е. относится к духовной сфере жизни общества.
XII. Приведите в соответствие имена мыслителей и высказывания, принадлежащие им. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем высказываний
Высказывания | Имена мыслителей |
А. «Самое мудрое — число».Б. «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын — сыном». В. «На входящих в реки текут то одни, то другие воды». Г. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они не существуют, несуществующих, что они существуют». Д. «Самое большое счастье для людей, когда государь — философ». Е. «Мыслю – следовательно существую». Ж. «Знание — сила». | 1. Ф. Бекон2. Аристотель 3. Пифагор 4. Р.Декарт 5. Ф.Вольтер 6. Конфуций 7. Протагор 8. Гераклит 9. Ф.Аквинский |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
3 | 6 | 8 | 7 | 5 | 4 | 1 |
XIII. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильные буквы вместо пропусков.
1. Инт..рпр..тация – толкование, объяснение.
2. Гл..б..лизация – процессы интеграции и централизации экономики, культуры.
3. К..р..у..ция – прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения.
4. В..х..абиты – приверженцы одного из течений ислама, возникшего в XVIII в.
5. …м..грация – въезд иностранных граждан в какую-либо страну на постоянное жительство.
6. Пр..ц..дент – случай, имевший ранее место и служащий примером для последующих случаев подобного рода.
7. С..гр..гация — разновидность расовой дискриминации.
8. Д..в..львация – официальное понижение стоимости денежной единицы.
9. Кс..н..ф..бия – нетерпимое отношение ко всему непривычному, чужому.
10. И..п..ч..ент – особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц.
Ответ: 1. Интерпретация. 2. Глобализация. 3. Коррупция. 4. Ваххабиты.5. Эмиграция. 6. Прецедент. 7. Сегрегация. 8. Девальвация. 9. Ксенофобия. 10. Импичмент.
XIV. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, раскрывающего суть различных видов собственности. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между двумя видами собственности.
Выполните это самостоятельно. Для этого:
1. Подпишите колонки приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих видов собственности.
2. Впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.
1. Организации обычно объединяют мелких производителей
2. Капитал образуется за счет выпуска и продажи особых документов, подтверждающих, что их владелец является одним из собственников копании.
3. Руководство организации каждый год решает, какую часть полученной прибыли распределить виде дивидендов, а какую направить на расширение производства.
4. Имущество организации делится на паи, а её члены обычно вносят в деятельность организации свой личный трудовой вклад.
5. Доход распределяется, исходя из того, кто сколько продукта сдал в организацию.
6. Организации выпускают и продают, такие ценные бумаги, как облигации.
7. Совет директоров несет ответственность за управление организацией и каждый год отчитывается о положении дел.
8. Решения в организации принимаются на основе равного голосования, независимо от вклада каждого участника в общее дело.
Ответ:
Кооперативная собственность | Акционерная собственность |
1, 4, 5, 8. | 2, 3, 6, 7. |
XV. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
1. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее современного к более совершенному.
2. Совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности.
3. Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.
4. Нужда или недостаток в чем либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
5. Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
6. Коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.
7. Духовные представления основанные на вере существования Бога или сверхъестественных сил, а также соответствующие поведение и специфические действия.
8. Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
9. Преобразования, изменения, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающие основ существующей социальной структуры.
10. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера.
11. Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.
12. Нравственное, социальное или правовое требование ожидаемого поведения предъявляемое человеку или группе.
Ответ: 1. Прогресс. 2. Культура. 3. Общество. 4. Потребность. 5. Наука.
6. Революция. 7. Религия. 8. Образование. 9. Реформа. 10. Нация. 11. Личность. 12. Обязанность.
Глобализация – ситуация изменения все сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимно зависимости и открытости.
XVI. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опят.
1. Философия- « Наука- сила: она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия» ( А.И Герцен);
2. Социальная психология-« С позиций гуманизма успех-это не просто продукт социальных обстоятельств, а свободное существо, субъект деятельности, познания и творчества». ( А. Радугин)
3. Экономика-« Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора» (Ф.Хайек)
4. Социология –«Свобода –есть право на неравенство» ( Н.Н. Бердяев)
5. Политология — «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого». (Б.Чичерин)
6. Правоведение –«Наказание не может быть вечным , но вина пребывает вовек» (изречение из римского права)
Критерии оценивания ответа на эссе.: 1) Раскрытие смысла высказывания.
а) Смысл высказывания раскрыт или содержание ответа даёт представление о его понимании.
б) Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не говорит о его понимании.
2) Представление и пояснение собственной позиции
а) Представлена и пояснена собственная позиция.
б) Собственная позиция не представлена.
3) Характер и уровень приводимых суждений и аргументов.
а) Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.
б) Раскрытие аспектов приведены без использования фактического материала.
в) Перечислены несколько аспектов проблемы ( темы) без аргументации.
г) Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.