Олимпиадные задания по химии для 8 класса

1. Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахаром и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро справиться с заданием мачехи.

Решение: древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита. Сахар с речным песком растворить в воде, профильтровать, выпарить воду.

2. Рассчитайте массу кислорода, необходимую для сжигания 6,5 г цинка. Ответ приведите в граммах с точностью до десятых.

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

Решение: Реакция 2 Zn + O2 = 2ZnO.
Количество цинка равно v= m/M=6,5г/65 г/моль=0,1 моль. По уравнению реакции количество кислорода равно количеству цинка, деленному на два, т.е. 0,05 моль. Масса кислорода равна m=v×M=0,05 моль×32 г/моль=1,6 г. Или расчет массы цинка идет по уравнению реакции через пропорцию.

3. Оксид азота содержит 36,84% азота по массе. Выберите правильный ответ, который подтвердите расчетами.
a. NO           b. N2O                c. N2O3               d. NO2                 e. N2O5

Ответ: с). Комментарий: массовая доля азота в N2O3 равна 2×14/(2×14+3×16)×100%=28/76×100%=36,84 %

 

4. Составьте формулы сложных веществ, образованных кислородом и следующими элементами: Hg(I), Al, Mg, C (IV), P (V), S (VI).

Ответ: Hg2O, Al2O3, MgO, CO2, P2O5, SO3.

 

5. Как вы знаете, многие металлы способны гореть на воздухе. При этом образуются вещества, которые в XVIII в. назвали «землями», при этом масса «земель» превышала массу металла. Чтобы объяснить это явление, Георг Шталь предложил использовать теорию флогистона. Флогистоном он назвал невесомую субстанцию, которая обретает массу при сжигании веществ.
В 80-е годы XVIII в. А.Л. Лавуазье во Франции и независимо от него М.В. Ломоносов в России показали несостоятельность этой теории. А) Какому закону химии, изучаемому в школе, противоречит теория флогистона? Сформулируйте его. Б) За счет чего увеличивается масса металла при сжигании? В) Как Вы думаете, какие опыты нужно провести, чтобы опровергнуть теорию флогистона? Г) Какой класс веществ в XVIII в. называли «землями»?

Ответ: А) Теория флогистона противоречит закону сохранения массы: «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся в ней веществ»
Б) Масса металла увеличивается за счет поглощения кислорода из воздуха.
В) Любой разумный вариант (сжигание металла в запаянной колбе и т.п.).
Г) Оксиды


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *