Олимпиада школьников по истории
2009–2010 учебный год
11 класс
1. Замените выделенный курсивом фрагмент текста историческим термином:
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
а) «Одним из результатов монгольского завоевания первой половины XIII в. стало установление системы вассальной зависимости русских княжеств и земель от Золотой Орды…».
б) «Период времени, в течение которого запрещался выход крестьян от помещиков в Юрьев день (осенний), начал постепенно вводиться еще с 1581 г., а в общегосударственном масштабе был введен указом царя Федора Иоановича в начале 90-х гг. XVI в.».
в) «Наиболее значительным мероприятием, осуществленным в России в рамках «Александровской» модернизации, стало создание в губерниях и уездах всесословных органов местного самоуправления с хозяйственной компетенцией начиная с 1864 г.».
г) «Решение о начале процесса объединения единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства было принято XV съездом ВКП(б) в 1927 г. В целом этот процесс был завершен в СССР к 1933 г. на основе преимущественно насильственных методов, включавших репрессии по отношению к зажиточной части деревни, затронувшие также значительную часть средних слоев крестьянства».
2. Ознакомьтесь с текстом документов и ответьте на вопросы:
«Поставив нам эти условия. Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали? Наши связи с Республикой Куба, как и отношения с другими государствами, независимо от того, какое это государство, касаются только двух стран, между которыми имеются эти отношения… Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу… Советское правительство считает, что нарушение пользования международными водами и международным воздушным пространством – это акт агрессии, толкающий человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны».
1) Какое название получило это событие?
2) Кому было адресовано послание?
3. Заполните пропуски в приведенных ниже фрагментах двух документов:
а) «В ночь с 9 на 10 декабря 1917 г. достигнуто полное соглашение между Советом Народных Комиссаров и Центральным Комитетом партии … … о конструкции правительства. В состав совета Народных Комиссаров входят представители партии … … в количестве семи человек».
б) «7 июля 1918 г. 4 часа дня. Контрреволюционное восстание … … в Москве ликвидировано. Отряды … …, один за другим, обращаются в самое постыдное бегство. Отдано распоряжение об аресте и разоружении всех отрядов … … и, прежде всего, всех членов Центрального Комитета партии … … . Оказывающих вооруженное сопротивление при аресте – расстреливать на месте».
Обратите внимание на даты, приведенные в документах. Укажите основные причины возникновения противоречий между большевиками и их бывшими политическими союзниками.
4. Расположите в хронологической последовательности:
а) «дело врачей»;
б) создание атомной бомбы;
в) проведение денежной реформы;
г) отмена карточной системы;
д) «ленинградское дело»;
е) преобразование СНК СССР в Совет министров СССР;
ж) XIX съезд ВКП(б);
з) закрытие журналов «Звезда» и «Ленинград».
5. Кому из политических деятелей России принадлежат приведенные ниже высказывания:
а) «Заставьте ваших прекратить революцию, я прекращу погромы и начну отменять стеснительные меры против евреев»;
б) «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»;
в) «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война»;
г) «Русская история не смолола той муки, из которой будет со временем испечен пшеничный пирог социализма».
6. Соотнесите понятия и определения:
1) глава системы прокурорского призрения; 2) крепостной крестьянин, нанимающийся на работу на мануфактуру; 3) выборный глава Украины до 1764г.; 4) учреждение, занимающееся финансовыми и хозяйственными делами губернии; 5) учреждение, ведающее школами и больницами губернии; 6) лицо, осуществляющее исполнительную власть в уезде; 7) выборный исполнительный орган городского самоуправления; 8) орган центрального управления | а) приказ общественного надзора; б) генерал-прокурор; в) Шестигласная дума; г) коллегия; д) гетман; е) Казенная палата; ж) отходник; з) городничий |
7. Заполните пропуски в тексте и ответьте на вопрос:
«Считая «дело ____________ собрания» временно проигранным, ______ и их политические союзники были вынуждены сдать свои позиции в _________ и _________, но получали при этом возможность перенести центр тяжести борьбы с ___________ на периферию, туда, где их влияние продолжало оставаться значительным.
По воспоминаниям _________ – лидера эсеровской партии, «им оставалось искать где-то еще на территории России место, которое бы пригласило ____________ собрание к себе и оказало ему в условиях начавшейся __________________ вооруженную защиту»».
О каком городе идет речь в приведенном фрагменте воспоминаний?
8. Соотнесите имя писателя и название произведения:
Писатели | Произведения |
| а) «Бахчисарайский фонтан»б) «Бригадир»в) «Обыкновенная история» г) «Бедная Лиза» |
1) | 2) | 3) | 4) |
9. Соотнесите имена российских историков и их труды:
Имена | Труды |
| а) «История российская с самых древнейших времен»б) «Происхождение имени и народа российского»в) «История государства российского» г) «История России с древнейших времен» |
1) | 2) | 3) | 4) |
10. Что или кто является лишним в ряду?
а) Владимир Андреевич Серпуховский, Дмитрий Боброк, Александр Пересвет, Олег Рязанский;
б) Дмитрий Иванович Донской, Сергий Радонежский, Батый, Андрей Рублев;
в) Иван Калита, Симеон Гордый, Дмитрий Грозные Очи, Иван Иванович Красный.
11. По какому принципу образован ряд? Дайте толкование событий в соответствии с хронологией их развития.
1801 г., 1802 г., 1803 г., 1810 г., 1815 г.
12. 1855 год. Последние слова, которые сказал умирающий император наследнику престола: «Служи России. Мне принять на себя все трудное, все тяжкое, оставить после себя царство мирное, устроенное, счастливое. Теперь иду молиться за Россию и за вас. После России я вас любил более всего на свете».
Назовите имена императора и наследника престола, объясните, удалось ли этому императору «оставить после себя царство мирное, устроенное, счастливое».
13. Напишите эссе на тему «НЭП – период противоречий».
Ответы:
Задания 1–11 (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
1 – а) Монгольское иго; б) «Заповедные лета»; в) Губернские и уездные земства; г) Коллективизация и раскулачивание.
2 – 1) «Карибский кризис»; 2) Дж.Кеннеди.
3 – а) и б): Левые социалисты-революционеры (эсеры); 1) Брестский мир; 2) Продовольственная диктатура (разверстка, комбеды).
4 – е, з, г, д, б, в, ж, а.
5 – а) С.Ю.Витте;
б) П.А.Столыпин;
в) В.К.Плеве;
г) Г.В.Плеханов.
6 – 1б, 2ж, 3д, 4е, 5а, 6з, 7в, 8г.
7 – Учредительного, эсеры, Петрограде, Москве, большевиками, В.М.Чернова, Учредительное, гражданской войны; Самара.
8 – 1в, 2б, 3г, 4а.
9 – 1г, 2а, 3б, 4в.
10 – а) Олег Рязанский; б) Батый; в) Дмитрий Грозные Очи.
11 – Образование Негласного комитета, создание Министерств, указ «О вольных хлебопашцах», создание Госсовета, дарование Конституции Польше – внутренняя политика Александра I.
Задание 12 (максимально – 3 балла)
12 – Император – Николай I; наследник престола – Александр II. Царствование Николая I создавало лишь иллюзию стабильности; на самом деле усиление в стране оппозиционного движения, низкая производительность труда, медленное внедрение в промышленность технических открытий, крепостная система привели к кризису середине 1850-х гг., проявлением которого стало поражение России в Крымской войне.
Задание 13 (максимально – 5 баллов)
13 – произвольная форма