Олимпиада по истории. 11 класс

Олимпиада школьников по истории

2009–2010 учебный год

Окружной этап

11 класс

1. Замените выделенный курсивом фрагмент текста историческим термином:

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

а) «Одним из результатов монгольского завоевания первой половины XIII в. стало установление системы вассальной зависимости русских княжеств и земель от Золотой Орды…».

б) «Период времени, в течение которого запрещался выход крестьян от помещиков в Юрьев день (осенний), начал постепенно вводиться еще с 1581 г., а в общегосударственном масштабе был введен указом царя Федора Иоановича в начале 90-х гг. XVI в.».

в) «Наиболее значительным мероприятием, осуществленным в России в рамках «Александровской» модернизации, стало создание в губерниях и уездах всесословных органов местного самоуправления с хозяйственной компетенцией начиная с 1864 г.».

г) «Решение о начале процесса объединения единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства было принято XV съездом ВКП(б) в 1927 г. В целом этот процесс был завершен в СССР к 1933 г. на основе преимущественно насильственных методов, включавших репрессии по отношению к зажиточной части деревни, затронувшие также значительную часть средних слоев крестьянства».

2. Ознакомьтесь с текстом документов и ответьте на вопросы:

«Поставив нам эти условия. Вы, господин Прези­дент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали? Наши свя­зи с Республикой Куба, как и отношения с други­ми государствами, независимо от того, какое это государство, касаются только двух стран, между которыми имеются эти отношения… Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигае­те ультиматум и угрожаете, что если мы не бу­дем подчиняться Вашим требованиям, то Вы при­мените силу… Советское правительство считает, что нарушение пользования международными во­дами и международным воздушным простран­ством – это акт агрессии, толкающий человече­ство к пучине мировой ракетно-ядерной войны».

1) Какое название получило это событие?

2) Кому было адресовано послание?

 3. Заполните пропуски в приведенных ниже фрагментах двух документов:

а) «В ночь с 9 на 10 декабря 1917 г. достигнуто полное соглашение между Советом Народных Комиссаров и Центральным Комитетом партии … … о конструкции правительства. В состав совета Народных Комиссаров входят представители партии … … в количестве семи человек».

б) «7 июля 1918 г. 4 часа дня. Контрреволюционное восстание … … в Москве ликвидировано. Отряды … …, один за другим, обращаются в самое постыдное бегство. Отдано распоряжение об аресте и разоружении всех отрядов … … и, прежде всего, всех членов Центрального Комитета партии … … . Оказывающих вооруженное сопротивление при аресте – расстреливать на месте».

Обратите внимание на даты, приведенные в документах. Укажите основные причины возникновения противоречий между большевиками и их бывшими политическими союзниками.

4. Расположите в хронологической последовательности:

а) «дело врачей»;

б) создание атомной бомбы;

в) проведение денежной реформы;

г) отмена карточной системы;

д) «ленинградское дело»;

е) преобразование СНК СССР в Совет министров СССР;

ж) XIX съезд ВКП(б);

з) закрытие журналов «Звезда» и «Ленинград».

5. Кому из политических деятелей России принадлежат приведенные ниже высказывания:

а) «Заставьте ваших прекратить революцию, я прекращу погромы и начну отменять стеснительные меры против евреев»;

б) «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»;

в) «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победо­носная война»;

г) «Русская история не смолола той муки, из которой будет со временем испечен пшеничный пирог социализма».

 

6. Соотнесите понятия и определения:

1) глава системы прокурорского призрения;

2) крепостной крестьянин, нанимающийся на работу на мануфактуру;

3) выборный глава Украины до 1764г.;

4) учреждение, занимающееся финансовыми и хозяйственными делами губернии;

5) учреждение, ведающее школами и больницами губернии;

6) лицо, осуществляющее исполнительную власть в уезде;

7) выборный исполнительный орган городского самоуправления;

8) орган центрального управления

а) приказ общественного надзора;

б) генерал-прокурор;

в) Шестигласная дума;

г) коллегия;

д) гетман;

е) Казенная палата;

ж) отходник;

з) городничий

7. Заполните пропуски в тексте и ответьте на вопрос:

«Считая «дело ____________ собрания» временно проигранным, ______ и их политические союзники были вынуждены сдать свои позиции в _________ и _________, но получали при этом возможность перенести центр тяжести борьбы с ___________ на периферию, туда, где их влияние продолжало оставаться значительным.

По воспоминаниям _________ – лидера эсеровской партии, «им оставалось искать где-то еще на территории России место, которое бы пригласило ____________ собрание к себе и оказало ему в условиях начавшейся __________________ вооруженную защиту»».

О каком городе идет речь в приведенном фрагменте воспоминаний?

8. Соотнесите имя писателя и название произведения:

Писатели

Произведения

  1. И.А.Гончаров
  2. Д.И.Фонвизин
  3. Н.М.Карамзин
  4. А.С.Пушкин
а) «Бахчисарайский фонтан»б) «Бригадир»в) «Обыкновенная история»

г) «Бедная Лиза»

 

1)

2)

3)

4)

 

9. Соотнесите имена российских историков и их труды:

Имена

Труды

  1. С.М.Соловьев
  2. В.Н.Татищев
  3. М.В.Ломоносов
  4. Н.М.Карамзин
а) «История российская с самых древнейших времен»б) «Происхождение имени и народа российского»в) «История государства российского»

г) «История России с древнейших времен»

 

1)

2)

3)

4)

10. Что или кто является лишним в ряду?

а) Владимир Андреевич Серпуховский, Дмитрий Боброк, Александр Пересвет, Олег Рязанский;

б) Дмитрий Иванович Донской, Сергий Радонежский, Батый, Андрей Рублев;

в) Иван Калита, Симеон Гордый, Дмитрий Грозные Очи, Иван Иванович Красный.

 

11. По какому принципу образован ряд? Дайте толкование событий в соответствии с хронологией их развития.

1801 г., 1802 г., 1803 г., 1810 г., 1815 г.

12. 1855 год. Последние слова, которые сказал умирающий император наследнику престола: «Служи России. Мне принять на себя все трудное, все тяжкое, оставить после себя царство мирное, устроенное, счастливое. Теперь иду молиться за Россию и за вас. После России я вас любил более всего на свете».

Назовите имена императора и наследника престола, объясните, удалось ли этому императору «оставить после себя царство мирное, устроенное, счастливое».

13. Напишите эссе на тему «НЭП – период противоречий».

 

Ответы:

Задания 1–11 (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

1 – а) Монгольское иго; б) «Заповедные лета»; в) Губернские и уездные земства; г) Коллективизация и раскулачивание.

2 – 1) «Карибский кризис»; 2) Дж.Кеннеди.

3 – а) и б): Левые социалисты-революционеры (эсеры); 1) Брестский мир; 2) Продовольственная диктатура (разверстка, комбеды).

4 – е, з, г, д, б, в, ж, а.

5 – а) С.Ю.Витте;

б) П.А.Столыпин;

в) В.К.Плеве;

г) Г.В.Плеханов.

6 – 1б, 2ж, 3д, 4е, 5а, 6з, 7в, 8г.

7 – Учредительного, эсеры, Петрограде, Москве, большевиками, В.М.Чернова, Учредительное, гражданской войны; Самара.

8 – 1в, 2б, 3г, 4а.

9 – 1г, 2а, 3б, 4в.

10 – а) Олег Рязанский; б) Батый; в) Дмитрий Грозные Очи.

11 – Образование Негласного комитета, создание Министерств, указ «О вольных хлебопашцах», создание Госсовета, дарование Конституции Польше – внутренняя политика Александра I.

Задание 12 (максимально – 3 балла)

12 – Император – Николай I; наследник престола – Александр II. Царствование Николая I создавало лишь иллюзию стабильности; на самом деле усиление в стране оппозиционного движения, низкая производительность труда, медленное внедрение в промышленность технических открытий, крепостная система привели к кризису середине 1850-х гг., проявлением которого стало поражение России в Крымской войне.

Задание 13 (максимально – 5 баллов)

13 – произвольная форма


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *