Задания по литературе. 11 класс

ОКРУЖНОЙ ЭТАП XV ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2009-2010 УЧЕБНОГО ГОДА

11 класс

Тур I. Комплексный анализ художественного текста.

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

Александр Исаевич Соженицын

КРОХОТКИ

Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там — не мог…

(из письма в “Новый мир”, 1997, №1)

НА РОДИНЕ ЕСЕНИНА

Четыре деревни одна за другой однообразно вытянуты вдоль улицы. Пыль. Садов нет. Нет близко и леса. Хилые палисаднички. Кой-где грубо-яркие цветные наличники. Свинья зачуханная посреди улицы чешется о водопроводную колонку. Мерная вереница гусей разом обёртывается вслед промчавшейся велосипедной тени и шлёт ей дружный воинственный клич. Деятельные куры раскапывают улицу и зады, ища себе корму.

На хилый курятник похожа и магазинная будка села Константинова. Селёдка. Всех сортов водка. Конфеты-подушечки слипшиеся, каких уже пятнадцать лет нигде не едят. Чёрных буханок булыги, увесистей вдвое, чем в городе, не ножу, а топору под стать. В избе Есениных — убогие перегородки не до потолка, чуланчики, клетушки, даже комнатой не назовёшь ни одну. В огороде — слепой сарайчик, да банька стояла прежде, сюда в темень забирался Сергей и складывал первые стихи. За пряслами — обыкновенное польце.

Я иду по деревне этой, каких много и много, где и сейчас все живущие заняты хлебом, наживой и честолюбием перед соседями, — и волнуюсь: небесный огонь опалил однажды эту окрестность, и ещё сегодня он обжигает мне щёки здесь. Я выхожу на окский косогор, смотрю вдаль и дивлюсь: неужели об этой далёкой тёмной полоске хворостовского леса можно было так загадочно сказать:

На бору со звонами плачут глухари… ?

И об этих луговых петлях спокойной Оки:

Скирды солнца в водах лонных… ?

Какой же слиток талант а метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столькое для красоты — у печи, в хлеву, на гумне, за околицей, — красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?..

Тур II. Интерпретация стихотворения А.А.Блока «Ночь на новый год»

НОЧЬ НА НОВЫЙ ГОД

Лежат холодные туманы,

Горят багровые костры.

Душа морозная Светланы

В мечтах таинственной игры.

Скрипнет снег — сердца займутся —

Снова тихая луна.

За воротами смеются,

Дальше — улица темна.

Дай взгляну на праздник смеха,

Вниз сойду, покрыв лицо!

Ленты красные — помеха,

Милый глянет на крыльцо…

Но туман не шелохнется,

Жду полуночной поры.

Кто-то шепчет и смеется,

И горят, горят костры…

Скрипнет снег — в морозной дали

Тихий крадущийся свет.

Чьи-то санки пробежали…

«Ваше имя?»- Смех в ответ…

Вот поднялся вихорь снежный,

Побелело всё крыльцо…

И смеющийся, и нежный

Закрывает мне лицо…

 

Лежат холодные туманы,

Бледнея, крадется луна.

Душа задумчивой Светланы

Мечтой чудесной смущена..

31декабря 1901

Тур III. История и теория литературы

1. Назовите автора по двум произведениям.

А) «Балаганчик», «Возмездие»;

Б) «Мещане», «По Руси»;

В)« Сны Чанга», «Косцы».

2. Этот диалог состоит из реплик персонажей нескольких пьес. Укажите, кому из героев принадлежат реплики и какие это пьесы.

А) (в раздумье). У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала salto mortаle и разные штучки. И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я — не знаю… Кто мои родители, может, они не венчались… не знаю.

Б) Это правда. Надо прямо говорить, жизнь у нас дурацкая… Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья.

В)Слыхал… сто раз! Ну и был… эка важность!.. Я вот — скорняк был… свое заведение имел… Руки у меня были такие желтые — от краски: меха подкрашивал я, — такие, брат, руки были желтые — по локоть! Я уж думал, что до самой смерти не отмою… так с желтыми руками и помру… А теперь вот они, руки… просто грязные… да!

Г) Твой отец был мужик, мой — аптекарь, и из этого не следует решительно ничего. (…)Оставь, оставь… Дай мне хоть двести тысяч, не возьму. Я свободный человек. И всё, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху. Я могу обходиться без вас, я могу проходить мимо вас, я силен и горд. Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!

Д)Хорошо это… чувствовать себя человеком!.. Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело! Человек — выше! Человек — выше сытости!..

3. Определите названия художественных произведений и их автора по финальным строкам.

А) «Вера, с глазами, блестящими от слез, беспокойно, взволнованно стала целовать ей лицо, губы, глаза и говорила:

– Нет, нет, – он меня простил теперь. Все хорошо».

Б)И никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку, ни того, что стоит гроб глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжко одолевающего мрак, океан, вьюгу…

В) – Ну, чего вы, Герасим Андреич! Перестаньте, – успокаивает та беспокойного гостя. – По отчеству… Как родился, никто по отчеству… не называл…

4. Определите, эстетическая программа какого литературного течения рубежа Х1Х-ХХ веков отражена в следующих фрагментах из программных статей и манифестов. Ответ обоснуйте. .

 А) У [нас] роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще. […] После всех «неприятий» мир бесповоротно принят [нами], во всей совокупности красот и безобразий. Отныне безобрáзно только то, что безóбразно, что недовоплощено, что завяло между бытием и небытием.

Б)Вместе с тем мы не можем довольствоваться грубоватой фотографической точностью экспериментальных снимков. Мы требуем и предчувствуем, по намекам Флобера, Мопассана, Тургенева, Ибсена, новые, еще не открытые миры впечатлительности. Эта жадность к неиспытанному, погоня за неуловимыми оттенками, за темным и бессознательным в нашей чувствительности — характерная черта грядущей идеальной поэзии. Еще Бодлер и Эдгар По говорили, что прекрасное должно несколько удивлять, казаться неожиданным и редким.

5. Охарактеризуйте особенности ритмической и лексической организации стихотворения О.Мандельштама.

В непринужденности творящего обмена

Суровость Тютчева с ребячеством Верлэна

Скажите, кто бы мог искусно сочетать,

Соединению придав свою печать?

А русскому стиху так свойственно величье,

Где вешний поцелуй и щебетанье птичье.

1908?

6. Дайте характеристику выделенным словам из фрагмента стихотворения современного поэта Виктора Кривулина «Теория свободного стиха». Объясните, в какие художественные образы превращаются в этом тексте термины.

…а в метро сплошные пиррихии поездов отмененных
их тоже на кривой козе не объедешь

как меня раздражали спондеи
пустых троллейбусов – катят один за другим
и все в парк

но хуже всего метелью спеленутый блоковский дольник
заносы
автобуса ждешь часами

многие до сих пор так и живут под властью
силлабо-тоники постепенно
приходящей в негодность

они и не подозревают
что строятся просторные теплые гаражи
устраиваются обильные мойки…

 

ОТВЕТЫ

Тур I. Комплексный анализ художественного текста.

При оценке работы учитываются:

Глубина постижения текста (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя)15 баллов
знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его;5 баллов
умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства;5 баллов
язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).5 баллов

Максимальное количество баллов–30 баллов

Тур II. Интерпретация стихотворения А.А.Блока «Ночь на новый год»

Должен быть реализован последовательный анализ стихотворения: идейно-тематического своеобразия, художественных средств и техники стиха. Дополнительно оценивается анализ образной системы, лексического, звукового, ритмического и синтаксического уровней.

Биографический контекст

2 балла

Жанр, форма

3 балла

Поэтическая тема , идея

3 балла

Композиция

2 балла

Лирический герой

2 балла

Лексический уровень

2 балла

Тропы

3 балла

Синтаксические фигуры

3 балла

Ритм, звукопись

3 балла

Восприятие

2 балла

Самостоятельность

2 балла

Речь ( целостность, законченность высказываний)

3 балла

Максимальное количество баллов –30.

Тур III. История и теория литературы

1. Назовите автора по двум произведениям

А) «Балаганчик», «Возмездие» А. Блок

Б) «Мещане», «По Руси» М. Горький

В) « Сны Чанга», «Косцы» И. Бунин

Максимальная оценка – 3 балла

2. Этот диалог состоит из реплик персонажей нескольких пьес. Укажите, кому из героев принадлежат реплики.

А) Шарлотта. А.П.Чехов «Вишневый сад».

Б) Лопахин. А.П.Чехов «Вишневый сад».

В) Бубнов. М.Горький «На дне».

Г) Трофимов. А.П.Чехов «Вишневый сад».

Д) Сатин. М.Горький «На дне».

Максимальная оценка –5 баллов.

3. Определите названия художественных произведений и их автора по финальным строкам.

А) Куприн «Гранатовый браслет»

Б) Бунин «Господин из Сан-Франциско»

В) Андреев «Баргамот и Гараська»

Максимальная оценка –3 балла.

4. Определите, эстетическая программа какого литературного направления рубежа Х1Х-ХХ веков отражена в следующих фрагментах из программных статей и манифестов. Ответ обоснуйте.

А) С.Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии».(1813)

Б) Д.С.Мережковский «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893)

Максимальная оценка –4 балла.

5. Охарактеризуйте особенности ритмической и лексической организации данного стихотворения

Максимальная оценка –7 баллов. Сюда входит

определение размера (шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы – александрийский стих – 1 балл),

строфики (1 балл),

рифмы (клаузулы) (1 балл),

способа рифмовки (смежная, как это должно быть в александрийском стихе –1 балл),

особенности лексики стиха (3 балла).

6.Дайте характеристику выделенным словам из фрагмента стихотворения современного поэта Виктора Кривулина «Теория свободного стиха». Объясните, в какие художественные образы превращаются в этом тексте термины?.

Термины:

пиррихий двусложная стихотворная стопа из двух безударных слогов;

спондей – двусложная стихотворная стопа из двух ударных слогов;

дольник – вид тонического стиха, в единицах которого совпадает только число ударных слогов, безударные же слоги являются величиной переменной в пределах 0-2 слогов; Дольник блоковского стихотворения воспринимается как метр, образованный на основе трехсложника и немного отклоняющийся от него;

силлабо-тоника – силлабо-тоническая система стихосложения — система слогоударного стихосложения. Включает два ритмообразующих фактора — слог и ударение.

По 1 баллу за правильное определение термина,всего – 4 балла.

 По 1 баллу за истолкование каждого образа, всего – 4 балла.

Максимальная оценка – 8 баллов.

 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЕ ЗАДАНИЯ – 90 БАЛЛОВ


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *