Задачи теоретического тура для учащихся 10 классов
Задача 1. Школьник имеет санки со стержнем, прикрепленным к ним под углом α к основанию. Школьник намерен перемещать санки как можно с большим ускорением прилагая силу F. Как ему эффективнее поступить: толкать санки впереди себя или тащить за собой. (Коэффициент трения к одинаковый). Ответ обосновать расчетами.
Задача 2. Тело сначала скользит вниз по наклонной плоскости с углом наклона α, а затем по горизонтальной поверхности и проходит одинаковые расстояния. Определить коэффициент трения к, считая его постоянным на горизонтальной и наклонной поверхностях.
Задача 3. Поезд, идущий со скоростью 72 км/ч, останавливается с помощью тормозов. На сколько поднялась бы температура воздуха в вагонах, если бы вся энергия, поглощаемая при торможении, шла на нагревание этого воздуха? Масса вагона 20 т, объем вагона 120 м3, плотность воздуха принять равной 1,3 кг/м3, а удельную теплоемкость воздуха 1000 Дж/кг∙К.
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Задача 4. Для ряда технических устройств удобен круговой реостат (см.рис. R – омметр.). Ползунок П может перемещаться по кольцу, сделанному из однородной проволоки, полное сопротивление которой . Построить график зависимости сопротивления между точками О и А в зависимости от угла поворота α. Сопротивлением ползунка пренебречь.
Задача экспериментального тура для учащихся 10 классов
Определить теплоту плавления льда.
Приборы и материалы: термометр, вода, лед, мерный цилиндр, сосуд для плавления льда.
Решения задач теоретического тура для учащихся 10 классов
Задача 1.
1-ый случай.
,
Проектируем на оси х и y.
Конкретизируем проекции:
Откуда .
2-ой случай.
Уравнение движения в проекциях на оси х и у принимает вид
Откуда , т.е. ускорение больше.
Задача 2. По закону сохранения энергии потенциальная энергия, которой обладало тело в точке А, перешла в работу, которую совершило тело при перемещении по наклонному пути и горизонтальному
,
Задача 3. При торможении вагона выделяется тепло
Это тепло нагревает воздух вагона
откуда , где М – масса вагона, m – масса воздуха, , с – удельная теплоемкость воздуха, – скорость вагона. =25,60.
Задача 4.
Сопротивление , измеряемое омметром, представляется двумя параллельно соединенными резисторами и , которые представляют сопротивления участков реостата АВ и ВА. где R0 – полное сопротивление провода реостата
=
Удобно построить график для отношения
.
В соответствии с моделью реостата
где сопротивление единицы длины провода, r – радиус реостата.
Подставляя данные выражения для сопротивлений, получаем
Численное построение приводит к графику, изображенному на рисунке. График симметричный относительно точки
Решение экспериментальной задачи для учащихся 10 классов
В пустой сосуд положить лед, подождать, пока его t = 0 и подливать воды из мерного сосуда, пока лед не растает.
,
– масса воды, – масса льда, – начальная температура воды, – конечная температура воды, равна 0.
– узнать по мерному сосуду, ; – узнать, перелив воду с растаявшим льдом в мерный сосуд ;
; .
Возможны другие варианты.