Задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
по биологии
7 класс
Общее время выполнения работы – не более 3,0 академических часов (180 минут).
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Начинать работу можно с любого задания, однако, мы рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время. На задание 4 постарайтесь дать максимально подробный ответ. Не огорчайтесь, если вы не сумеете выполнить все предложенные задания и ответить на все вопросы.
Часть I. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. (КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 20)
1. Расположите категории систематики в восходящем порядке
а – вид-семейство-род-класс
б – род- вид-класс-семейство
в – семейство-вид-род-класс
г – вид-род-семейство-класс
2. К зеленым водорослям относятся
а – фукус
б – ламинария
в – улотрикс
г – морской подорожник
3. Размножения луковицами характерно для:
а – топинамбур;
б – шафран;
в – чистяк;
г – стрелолист.
4. Верхушечная почка обеспечивает:
а – ветвление стебля
б – рост стебля в толщину
в – тормозит развитие боковых почек
г – способствует развитию боковых почек
5. Эндосперм отсутствует у:
а – кукурузы;
б – абрикоса;
в – тюльпана;
г – спаржи.
6. Корневые клубни имеет
а – картофель
б – горох
в – георгин
г – цикламен.
7. Черенкование применяется при размножении:
а – тюльпанов
б – земляники
в – винограда
г – кактусов.
8. Соцветие сложный зонтик имеет:
а – черемуха
б – пижма
в – рябина
г – мятлик.
9. К холодостойким растениям относится
а – огурцы
б – томаты
в – морковь
г – арбузы..
10. У ветроопыляемых растений пыльца:
а – крупная
б – клейкая
в – мелкая
г – тяжелая.
11. Оплодотворение без участия воды характерно для:
а – мхов
б – хвощей
в – голосеменных
г – плаунов.
12. Грибные кольца образуют грибы:
а — паразиты
б — хищные
в — сапрофиты
г — почвенные.
13. Усики гороха – это видоизменения:
а – стебля;
б – листьев;
в – прилистников;
г – соцветий.
14. Индикаторами чистоты воздуха являются:
а – грибы;
б – водоросли;
в – лишайники;
г – хвощи.
15. Семянки с летучим хохолком характерны для:
а – астры
б – осота
в – василька
г – цикория.
16. Мясистые и ягодообразные шишки имеются у:
а – тиса;
б – саговника;
в – пихты;
г – лиственницы.
17. Фитонциды в большом количестве выделяют:
а – плаун булавовидный;
б – ромашка полевая;
в – хвощ луговой;
г – можжевельник.
18. В бактериальной клетке присутствуют:
а – реснички;
б – митохондрии;
в – пластиды;
г – рибосомы.
19. Вайями являются листья:
а – мхов
б – плаунов
в – папоротников
г – хвощей.
20. В симбиозе с корнями растений существуют:
а – трутовик;
б – спорынья;
в – подберезовик;
г – головня.
Часть II. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть от нуля до пяти. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
1. Двойное оплодотворение характерно для:
а – лиственницы
б – винограда
в – кипариса
г – гинго
д – элодеи
е – дуба
ж – можжевельника
з – ржи.
2. Основные признаки отдела водоросли:
а – листостебельный побег
б – тело представлено талломом;
в – корневая система мочковатая;
г – корней нет;
д – клетки недифференцированы;
е – в основном гетеротрофы
ж – листья простые и сложные
3.Что общегомежду мхами и папоротниками:
а – имеют корни
б – имеют стебли и листья
в – клетки недифференцированы
г – размножаются спорами
д – чередование бесполого и полового поколений
е – однолетние растения
4. Для автотрофных прокариот характерно:
а – наличие рибосом
б – наличие бактериохлорофилла
в – прямое деление
г – наличие мембранных органоидов
д – одна кольцевая молекула ДНК
е – отсутствие клеточной стенки
5. Какие из перечисленных растений имеют правильный цветок
а – горох;
б – тюльпан;
в – пшеница
г – паслен;
д – арахис;
е – вишня;
ж – сорго;
з – капуста.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5.
Листья папоротников имеют верхушечный рост.
Среди водорослей нет гетеротрофов.
Вегетативное размножение приводит к образованию клонов.
Азотобактер обитает на корнях бобовых.
Геотропизм – реакция проростков на земное притяжение.
Часть IV. Запишите ответ в матрицу [мах 4 балла]
Укажите основные систематические признаки, по которым классифицируют водоросли. Какие группы пигментов характерны для водорослей? Какую форму имеют хроматофоры водорослей? Каковы особенности хроматофора у хламидомонады? А у спирогиры?
Ответы на задания муниципального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
2015/16 уч. год. 7 класс
Задание 1. [20 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | г | в | б | в | б | в | в | в | в | в |
11-20 | в | в | б | в | б | а | г | г | в | в |
Задание 2. [10 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1-10
| б д е з | б г д е | б г д | а б в д | б г е з |
Задание 3. [5 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
прав. «ДА» | + | + | + | ||
неправ «нет» | + | + |
Задание 4.[4 балла]
Ответ. Цвет пигментов хроматофора и его форма – это основные систематические критерии. Для водорослей характерны зеленые (хлорофилл), оранжевые пигменты (каратиноиды), красные (фикоэритрин), синие (фикоцианин), желтые (ксантофилл), и бурые (фукоксантин) пигменты. Форма хроматофоров различна: пластинчатые, спиральные, листовидные, чашевидные, сетчатые, зернистые и др. У хламидомонады хроматофор имеет чашеобразную форму. У спирогиры хроматофор имеет вид спирально изогнутой ленты, расположенной в слое цитоплазмы, прилегающем к плазматической мембране. |