Задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
по биологии в 2015/2016 учебном году
8 класс
Общее время выполнения работы – не более 3,0 академических часов (180 минут).
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Начинать работу можно с любого задания, однако, мы рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время. Не огорчайтесь, если вы не сумеете выполнить все предложенные задания и ответить на все вопросы.
Задание 1. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1.Спорообразование у бактерии не обеспечивает:
а) размножение;
б) перенесение неблагоприятных условий;
в) расселение;
г) выживание.
2. У какого спорового растения отсутствуют корни и ризоиды:
а) сфагнум;
б) плаун;
в) хвощ;
г) папоротник.
3.Цианобактерии в отличие от водорослей не имеют:
а) хроматофоров
б) ядра
в) рибосом
г) включений. +
4.Возбудители туберкулеза и дифтерии имеют форму:
а) вибриона
б) спириллы
в) вибриона
г) бациллы.
5. Процесс дифференцировки клеток и тканей связан с появлением в царстве Растений:
а) мхов;
б) багрянок
в) псилофитов
г) плаунов.
6.Грибы, как и животные, являются:
а) миксотрофами
б) автотрофы или гетеротрофы +
в) гетеротрофы или сапрофиты
г) сапрофиты
7.Какие грибы являются источником антибиотиков:
а) трутовик
б) пеницилл
в) дрожжи +
г) белый гриб
8.Впервые первичная полость тела сформировалась у:
а) гидроидных
б) плоских червей
в) круглых червей
г) кольчатых червей.
9. Половой диморфизм впервые появился у:
а) нематод
б) моллюсков
в) членистоногих
г) хордовых
10.Движение крови по большому кругу кровообращения обеспечивает:
а) левое предсердие
б) правое предсердие
в) левый желудочек
г) правый желудочек.
11. Желчь повышает активность ферментов:
а) желудка
б) поджелудочной железы;
в) толстого кишечника;
г) слюнных желез.
12. Способность к регенерации наиболее выражена у класса
а) гидроидных
б) малощетинковых
в) брюхоногих
г) ракообразных.
13. К гематофагам среди беспозвоночных относятся:
а) моллюски
б) пиявки
в) членистоногие
г) хордовые.
14.Из перечисленных типов животных наиболее прогрессивными чертами обладают:
а) кольчатые черви
б) хордовые +
в) кишечнополостные
г) членистоногие.
г) сосальщики.
15.Произвольно функционирует:
а) гладкая мускулатура сосудов
б) сердечная мускулатура
в) мимическая мускулатура
г) гладкая мускулатура внутренних органов.
16. Основным хозяином малярийного плазмодия является:
а) малый прудовик
б) большой прудовик
в) комар малярийный
г) человек
17. Связь организма с внешней средой непосредственно осуществляется через:
а) периферической нервной системой
б) центральной нервной системой
в) вегетативной нервной системой
г) анализаторами
18. При врожденной гипофункции щитовидной железы проявляется:
а) эндемический зоб
б) гиперфункция
в) базедова болезнь
г) кретинизм
19.Какая кровь движется по артериям большого круга кровообращения у земноводных:
а) венозная;
б) артериальная;
в) насыщенная углекислым газом;
г) смешанная.
20. Введения в организме больного лечебной сыворотки повышает:
а) иммунные свойства организма
б) синтез противовоспалительных гормонов
в) синтез антител
г) уровень антител.
21. Свободноживущие азотфиксирующие бактерии:
а) зеленые
б) пурпурные
в) клубеньковые
г) цианобактерии.
22. К первично-наземным животным относятся:
а) лягушки
б) квакши
в) ящерицы
г) крокодилы.
23. Дыхательные корни имеют:
а) травы
б) орхидеи
в) мангровые
г) лилии.
24. Моноподиальное ветвление стебля характерно для:
а) покрытосеменных
б) голосеменных
в) плаунов
г) мхов.
25. Для ослабления роста побегов во время вегетации проводят:
а) декоративная обрезка
б) специальную обрезку
в) формирующую обрезку
г) прищипку верхушек
26. Запасные питательные вещества необходимы для
а) декоративная обрезка
б) специальную обрезку
в) прищипку верхушек
г) формирующую обрезку.
27. Гетерофиллия характерна для растений:
а) наземных
б) наземно-водных
в) водных
г) комнатных.
28. Опыление с помощью воды не свойственно для:
а) роголистника
б) элодеи
в) кувшинки
г) взморника
29. Переходной формой является:
а) ихтиозавры
б) археоптериксы
в) летающие ящеры
г) зверозубые ящеры
30. Индикаторы кальция:
а) глухая крапива
б) брусника
в) черника
г) венерин башмачок
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индексы ответов, которые вы считаете правильными, укажите в матрице ответов.
е) сапрофиты
е) высших растений.
а) билатеральная симметрия
б) гетеротрофность
в) наличие целома
г) ограниченный рост
д) специализация клеток и тканей
е) колониальность
е)терморегулятор.
е) две дуги аорты.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10.
Часть IV. Запишите ответ в матрицу. (Мах 6,5 балла).
1. Установите соответствие между особенностями строения костных и хрящевых рыб [мах 2,5 балла]
Признак строения А) наружные жабры Б) плакоидная чешуя В) плавательный пузырь Г) конические зубы Д) внутреннее оплодотворение | Класс 1) костные 2) хрящевые |
А | Б | В | Г | Д |
В чем проявляется сходство строения скелета млекопитающих и человека? Каковы отличия строения их скелета головы? Каковы отличия строения их позвоночника? Каковы особенности отличия строения конечностей? Ответ запишите в матрицу ответов. (мах – 4 балла)
Ответы на задания муниципального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
2015/16 уч. год. 8 класс
Задание 1. [30 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | а | а | б | г | в | в | б | в | а | в |
11-20 | б | а | б | б | в | в | г | г | г | а |
21-30 | г | г | в | в | г | в | б | в | б | г |
Задание 2. [10 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1-10
| б в д | а в г | а в д | а г д | б г д |
Задание 3. [10 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
прав. «ДА» | + | + | + | + | + | + | ||||
неправ «нет» | + | + | + | + |
Задание 4.[5,5 баллов]
А | Б | В | Г | Д |
2 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Ответ. Скелет человека сходен со скелетом млекопитающих животных имеют единый план строения и расположения основных отделов скелета: его основу составляет – позвоночник из 5 отделов; в шейном отделе число позвонков постоянно и равно 7; 2 пары свободных конечностей, состоящие из 3 отделов; скелет парных конечностей сохраняют черты строения пятипалой конечности. У человека объем мозгового отдела черепа преобладает над лицевым, имеется подбородочный выступ, менее массивные кости лицевого отдела. Позвоночник человека имеет S-образную форму, размеры и масса тел его позвонков увеличивается от шейного к поясничному отдела, позвонки крестцового и копчикового отдела соответственно срастаются в крестцовую и копчиковую кости. У человека сводчатая стопа смягчает толчки при движениях, опираясь а хорошо развитую пяточную кость предплюсны и на передние концы костей плюсны; прогрессивное развитие большого пальца, противопоставленного 4 остальным пальцам кисти; верхние конечности короче и менее массивные, чем задние. |