Задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 10 классе

Задания для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

по биологии в 20151/2016 учебном году

10 класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 50 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

  1. Надорганизменным уровнем организации живых организмов является:

а) тканевой;
б) популяционно-видовой;
в) организменный;
г) клеточный;

  1. фикобилины – это группа пигментов:
    а) основных;

б) вспомогательных;
в) специфических;
г) примитивных.

  1. Хемосинтетики – это:
    а) сапрофиты;
    б) фототрофы;
    в) автотрофы;
    г) симбионты.
  2. Мезосомы выполняют функции
    а) митохондрий;
    б) пластид;
    в) комплекса Гольджи;
    г) ламелл.
  3. Процесс трансдукции наследственно информации осуществляется с помощью:
    а) плазматической мембраны;
    б) мезосом;
    в) бактериофагов;
    г) плазмид.
  4. Для получения лимонной и щавелевой кислоты используется гриб:

а – пеницил

б – аспергил

в – триходерма

г – чага

  1. Тело многоклеточных грибов состоит всегда из:

а) нитей грибницы

б) плодового тела

в) плодового тела и ризоидов

г) нитей грибницы и плодового тела.

  1. В жизненном цикле спорофит преобладает у:

а) спирогиры

б) сфагнума

в) ламинарии

г) маршанции

  1. у хвощей из спор развиваются:
    а) обоеполые гаметофиты;
    б) раздельнополые гаметофиты;
    в) женские гаметофиты;
    г) мужские гаметофиты.
  2. Для таллома водорослей и побегов плаунов характерно:

а) дихотомическое ветвление;

б) моноподиальное;

в) симподиальное по типу дихазия;

г) симподиальное по типу монохазия.

  1. Пыльцевое зерно семенных растений – это:
    а) микроспора;
    б) мужской гаметовит
    в) многоклеточный гаметофит;
    г) одноклеточный гаметофит.
  2. Хищный образ жизни ведут представители отдела:
    а) моховидные;
    б) плауновидные;
    в) голосеменные;
    г) покрытосеменные.
  3. Набор хромосом клеток эндосперма семян хвойных:
    а) гаплоидный;
    б) диплоидный набор
    в) триплоидный набор;
    г) полиплоидный набор.
  4. Женским гаметофитом у покрытосеменных растений является:
    а) семяпочка;
    б) пестик;
    в) пыльцевая трубка;
    г) зародышевый мешок. +
  5. К высшим растениям относятся:

а – багрянки;

б – бурые водоросли;

в – зародышевые;

г – настоящие водоросли

16. Мужско гаметофит способен образовывать сперматозоиды у

а) лиственницы;
б) гинко;
в) тиса;
г) можжевельника.

17. Побеги двудольных растений растут за счет:

а) верхушечного роста;
б) верхушечного и вставочного роста;
в) вставочного роста;
г) вставочного и бокового.

 

18. Совокупность взаимосвязанных друг с другом разных видов растений, произрастающих на определенной территории, — это:

а) флора;
б) экосистема;
в) сообщество;
г) растительность.

19. В процессе дыхания масса растения:

а) увеличивается;
б) уменьшается;
в) не изменяется;
г) в одних случаях уменьшается, в других увеличивается..

20. Один шейный и один поясничный позвонок сформировались у:

а) костных рыб;
б) хрящевых рыб;
в) земноводных;
г) пресмыкающихся.

21. Для гидроидных не характерно размножение путем:
а) партеногенеза;
б) гермафродитизма;
в) полового размножения;
г) бесполого размножения.

22. Стрекательные клетки характерны для:
а) кишечнополостных;
б) ресничных червей;
в кольчатых червей;
г) инфузорий.

23. Окукливание личинок происходит в почве у:
а) божьей коровки;
б) яблонного цветоеда;
в) яблонной плодожорки;
г) земляничного долгоносика.

24. В отличие от многоклеточных водорослей печеночные мхи имеют:
а) ризоиды;
б) вегетативные органы;
в) ткани;
г) гаметы.

25. Землеройки, ежи, выхухоли относятся к млекопитающим отряда
а) грызунов;
б) однопроходных;
в) насекомоядных;
г) зайцеобразных.

26. Млекопитающие произошли от древних:
а) нелетающих птиц;
б) зверозубых ящеров;
в) стегоцефалов;
г) динозавров.

27. У ленточных червей половое размножение происходит в:

а) почве и воде;

б) наземно-воздушной среде;

в) организме промежуточного хозяина;

г) организме основного хозяина.

28. Раздельнополыми животными являются:

а) брюхоногие

б) гидроидные

в) нематоды

г) малощетинковые

29. Какая кровь движется по артериям большого круга кровообращения у земноводных:

а) венозная;

б) артериальная;

в) насыщенная углекислым газом;

г) смешанная.

30. Из перечисленных типов животных наиболее прогрессивными чертами обладают:
а) кольчатые черви
б) хордовые
в) кишечнополостные
г) членистоногие.

 

 

31. Большая часть биомассы океана приходится на долю:
а) нектона;
б) зообентоса;
в) фитопланктона;
г) зоопланктона.

32. Размеры вирусов в среднем меньше бактерии в:
а) 10 раз;
б) 50 раз;
в) 75 раз;
г) 100 раз.

33. Высокую скорость проведения нервных импульсов по отросткам нейронов обеспечивает оболочка:

а) белковая

б) жировая

в) миелиновая

г) углеводная.

34. Ведущая железа внутренней секреции
а) эпифиз
б) гипофиз
в) надпочечник
г) тимус.

35. Злокачественная анемия наблюдается при авитаминозе:
а) В1
б) В6
в) В12

г) В15.

36. Введения в организме больного лечебной сыворотки повышает:

а) иммунные свойства организма

б) синтез противовоспалительных гормонов

в) синтез антител

г) уровень антител.

37. Произвольно функционирует:

а) гладкая мускулатура сосудов

б) сердечная мускулатура

в) мимическая мускулатура

г) гладкая мускулатура внутренних органов.

38. Основными потребителями энергии в организме человека являются:

а) кардиомиоциты

б) гепатоциты

в) эпителиоциты

г) тиреоциты.

39. Анализ силы и характера раздражения, поступающего из внешней среды, происходит в

а) рецепторах
б) среднем мозге
в) сенсорных зонах коры

г) моторных зонах коры.

40. Парасимпатическая нервная система

а) мобилизует ресурсы
б) сужает зрачки
в) расширяет сосуды сердца

г) расслабляет желчный пузырь.

41. Фагоцителла – это организм:

а) одноклеточный
б) однослойный
в) многоклеточный

г) двуслойный.

42. Тупиковой ветвью эволюции растений являются:

а) зеленые водоросли
б) бурые водоросли
в) семенные папоротники

г) цветковые.

43. Эндосперм голосеменных образуется

а) до оплодотворения
б) после оплодотворения
в) в процессе формирования зародыша

г) в процессе формирования семени.

44. Ресничные черви являются родоначальниками многочисленного, но тупикового типа животных:

а) кольчатые черви
б) моллюски
в) круглые черви

г) членистоногие.

45. Летний покой – это приспособительное свойство растений:

а) раннецветущих
б) позднецветущих
в) степных

г) лесных.

46. Колхицин блокирует:

а) спирализацию удвоенных хроматид
б) образование микротрубочек веретена деления
в) коньюгацию хроматид

г) плодовитость.

47. Рестриктазы и лигазы – это:

а) ферменты гиалоплазмы
б) ферменты кариоплазмы
в) сшивающие гены фрагментов ДНК

г) разрезающие гены фрагментов ДНК.

48. К основным методам биотехнологии не относится:

а) клеточная инженерия

б) хромосомная инженерия

в) генная инженерия

г) экспериментальный мутагенез.

49. Наследование цитоплазматических генов происходит по:

а) отцовской линии
б) материнской линии
в) законам Менделя

г) законам сцепленного наследования.

50. Наибольшей частотой мутирования у человека обладают молекулы:

а) ядерных ДНК
б) митохондриальной ДНК
в) рибосомных РНК

г) транспортных РНК.

 

 

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Витальное (прижизненное) исследование клеток направлено на изучение:

I. клеток крови

II. клеток культуры ткани
III. изолирующих клеток
IV. свободноживущих простейших
V. фиксированных клеток
а) I, II, III, IV;
б) I, II, IV;
в) I, III, IV; V
г) II, IV, V.

  1. Форма клеток зависит от:
    I. жесткости плазмолеммы
    II. поверхностного напряжения
    III. функционального приспособления
    IV. межклеточного вещества
    V. вязкости гиалоплазмы
    а) I, II, III, IV
    б) I, II, III, V
    в) II, III, IV
    г) II, IV, V.
  2. Фибриллярными белками являются:
    I. кератин рогов
    II. протеины плазмы крови
    III. коллаген костей
    IV. антитела плазмы +
    V. актин микротрубочек +
    а) I, III, IV, V

б) I, III, V
в) II, III, V

г) II, IV. +

  1. Задачами экологии на популяционно-видовом уровне является изучение:
    I. взаимосвязи организма и среды
    II. потока вещества, энергии, информации
    III. изменение структуры популяции

IV. взаимодействие популяций разных видов
V. изменения возрастно-полового состава популяции
а) I, II, III, IV
б) I, II, III, V
в) I, III, V;
г) II, IV;

  1. Приспособление животных к условиям среды с разным уровнем увлажнения обеспечивают:
    I.плотные покровы тела – чешуя, хитин
    II. наличие симбионтов в задней кишке хордовых.
    III. наличие у насекомых целлюлозы бактерий и протист
    IV. жировые депо
    V. выделение нерастворимых продуктов обмена – гуанин, мочевая кислота
    а) I, II, III, IV;
    б) I, II, III, V;
    в) I, III, IV;
    г) I, IV, V.
  2. Реакциями растительных клеток на раздражение являются:
    I. таксисы жгутиконосцев
    II. таксисы саркодовых
    III. хемотаксисы
    IV. геотропизмы

V. гелиотропизмы
а) I, II, IV, V;
б) I, IV, V;
в) I, III, IV.V;
г) II, III, IV.

  1. Обмен генетической информации у бактерий осуществляется путем:
    I. конъюгации
    II. трансформации
    III.кроссинговера
    IV.трансдукции
    V. копуляции
    а) II, III, IV, V;
    б) I, II, IV;
    в) I, III, V;
    г) II, IV, V.
  2. Сцифоидные медузы отличаются от гидромедуз тем, что у них:
    I. плохо развита мезоглея
    II. сокращение стенок зонтика обеспечивает движение
    III. «реактивное» движение+
    IV.есть глотка и желудок
    V. большие размеры +
    а) I, II, III, V
    б) I, III, V +
    в) II, IV, V
    г) III, IV, V
  3. Андрогенез характерен для:
    I. тли
    II. наездников
    III. термитов
    IV. кукурузы
    V. осы
    а) I, II, V
    б) I, III, IV
    в) II, III
    г) II, IV.
  4. Полиспермия наблюдается у:
    I. рыб
    II. земноводных
    III. рептилий
    IV. птиц
    V. млекопитающих
    а) I, II, IV;
    б) I, III, IV;
    в) II, III, V
    г) I, IV.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20.

  1. Наследование цитоплазматических генов не подчиняется закономерностям Менделя.

  2. Рост – один из признаков жизни, является обратимым процессом.

  3. Гаплоидные гаметофиты и гаметы семенных растений формируются в процессе митоза.

  4. Бактерии, образующие споры, называются бациллами.

  5. У представителей типа кишечнополостные животные наблюдается только полостное пищеварение.

  6. У низших растений наблюдаются все виды гаметогамии.
  7. Субмембранный комплекс состоит из гликокаликса.
  8. Потовые железы расположены в эпидермисе кожи.
  9. Гетерохроматин – это генетически неактивные участки хроматина.
  10. У морских кишечнополостных происходит чередование полиплоидного (полового) и медузоидного (бесполого) поколений. +
  11. Возникновение теплокровности – это важнейший ароморфоз пермского периода палеозоя.

  12. В клетках кишечника человека образуются витамины В6 и В12.

  13. Биохимическое единство живых организмов – результат стабилизирующего отбора.

  14. Световой и темновой процессы фотосинтеза пространственно разобщены в клетке.

  15. Первое деление мейоза уравнительное, второе – редукционное.

  16. Полиэмбриония характерна для человека. +

  17. Фораминиферы – составная часть планктона и бентоса пресноводных водоемов.

  18. Клонирование обеспечивает генетическую идентификацию потомков.

  19. Сортовое многообразие капусты является результатом естественного отбора.

  20. Активность генов может регулироваться за счет компактизации хроматина.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 11. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

  1. [мах. 3 балла] Вода, взаимодействуя с указанными компонентами, является растворителем или средой, образуя соответственно истинный раствор или коллоидную систему.

Водные системы

Компоненты

А) Истинный раствор

Б) Коллоидная система

1) молекулы воды

2) ионы

3) макромолекулы

4) биополимеры

5) размеры частиц 10-7

6) 10-7 до 10-5

 

Компоненты

1

2

3

4

5

6

Водные системы

 

    1. [3 балла] Указанным формам иммунитета свойственны следующие особенности:

Формы

Особенности

А) Пассивная иммунизация

Б) Активная иммунизация

1) введение в организм антигенов

2) введение в организм сывороток

3) защита о конкретного возбудителя

4) введение в организм антител

5) кратковременный защитный эффект

6) длительный защитный эффект

 

Особенности

1

2

3

4

5

6

Формы иммунитета

 

    1. [2,5 балла] Соотнесите виды вирусов (1–5) с организация их наследственного аппарата (А–Д).

Группы вирусов

Наследственный аппарат

1. Бактериофаг

2. Онкогенные вирусы

3. Аденовирусы

4.Энтеровирусы

5. ВИЧ

А. Одна нить РНК

Б. Одна нить ДНК

В. Две нити РНК

Г. Две нити ДНК

 

Группы вирусов

1

2

3

4

5

Наследственный аппарат

 

    1. [2,5 балла] Установите соответствие между термином и его (1 – 5) и его содержанием (А – Д).

Термин

Содержание

1. Дубликация

2. Инверсия

3. Делеция

4. Инсерция

5. Транслокация

А. Обмен участками между негомологичных хромосом

Б. Потеря участка хромосомы

В. Удвоение участка хромосомы

Г. Поворот участка хромосомы на 180º

Д. Перенос участка хромосомы

 

Термин

1

2

3

4

5

Содержание

 

Ответы на задания муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
2015/16 уч. год. 10 класс

Задание 1. [50 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

б

б

б

в

в

б

г

в

б

а

11-20

б

г

г

в

б

б

а

в

б

в

21-30

а

а

в

в

в

б

г

в

г

б

31-40

г

б

в

б

в

а

в

а

в

б

41-50

г

б

а

в

а

б

б

г

б

б

Задание 2. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

 

б

б

б

в

г

в

б

б

г

г

Задание 3. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

прав. «ДА»

 +

+

+

+

+

+

+

 +

 +

неправ «нет»

    +

 +

 +

 +

+

 +

16

17

18

19

20

прав. «ДА»

+  + +

неправ «нет»

  +  + 

Задание 4.[10 баллов]

  1. [мах. 2,5 балла]

    Компоненты

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Водные системы

    А

    А

    Б

    Б

    А

    Б

  2. [2,5 балла]

    Особенности

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Формы иммунитета

    Б

    А

    Б

    А

    А

    Б

  3. [2,5 балла]

    Группы вирусов

    1

    2

    3

    4

    5

    Наследственный аппарат

    Б

    В

    Г

    А

    Г

  4. [2,5 балла]

Термин

1

2

3

4

5

Содержание

В

Г

Б

Д

А

 

 

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *