Задача 1. Можно ли одновременно наблюдать точно половину поверхности Луны (Луну считать идеальным шаром)?
Ответ: Как видно из рисунка, точно половину поверхности Луны наблюдать нельзя. Из точки наблюдения можно видеть меньше половины лунной поверхности. Невидимая часть заштрихована.
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Задача 2. Найти длину полной тени, отбрасываемой Юпитером. Расстояние от Юпитера до Солнца составляет 5.2 а. е., радиус Юпитера в 10 раз меньше радиуса Солнца.
Ответ: Из подобия треугольников АВЕ и СDE находим DE/BE = CD/AB; DE/(BD+DE) = CD/AB.
Отсюда DE = BD/(AB/CD – 1). По условию АВ/CD = 10 и BD = 5.2 a. e. Поэтому DE = 0.58 a. e.
Задача 3. Звезда Альтаир имеет склонение δ = 8о 44’. На какой высоте она кульминирует в Самаре? Широта Самары φ = 53о 8’.
Ответ: Высота верхней кульминации определяется по формуле
h = 90o — φ + δ
h = 90o – 53o 8’ + 8o 44’ = 45o 36’
Задача 4. Венера находится в западной элонгации. В какое время суток удобнее ее наблюдать? Ответ поясните рисунком.
Ответ: Венера видна перед восходом Солнца, на востоке.
Задача 5. Массы и размеры Луны и Титана примерно равны, но у Титана есть атмосфера, а у Луны ее быть не может. Почему?
Ответ: Равенство масс и размеров Луны и Титана означает примерное равенство второй космической скорости, необходимой для преодоления силы тяжести тела и выхода в космическое пространство. Будут ли иметь молекулы газов у поверхности Луны или Титана такую скорость – зависит от температурных условий. Луна, находящаяся намного ближе к Солнцу, разогрета сильнее, и молекулы покидают ее, не образуя атмосферы. На холодном Титане газовая оболочка устойчива и достаточно плотна.
Задача 6. Перечислите основные преимущества лунной астрономической обсерватории.
Ответ: Главное преимущество такой обсерватории заключается в отсутствие атмосферы на Луне. Благодаря этому можно исследовать электромагнитное излучение всех длин волн, полностью использовать разрешающую силу телескопа, наблюдать успешно как лунной ночью так лунным днем.