I тур
1. В каком топониме все согласные звуки обозначены соответствующими по звонкости/глухости буквами?
Страсбург, Гладбах, Котбус, Брисбен, Висбаден.
Ответ: Гладбах. В остальных словах перед «б»/б/ произносятся звонкие звуки, обозначенные глухими согласными буквами.
I тур
1. В каком топониме не наблюдается озвончения согласных звуков?
Кёнигсберг, Кексгольм, Питтсбург, Гримсби, Оксфорд.
Ответ: Оксфорд.
I тур
1. Какое слово теряет смысл при чтении его «задом наперёд»?
Суд, луг, темь, пар, альт.
Ответ: «кул» — бессмысленный звуковой комплекс. В остальных случаях получаются слова «туз», «медь», «раб», «тля».
I тур.
1. Какое слово при «перевёртывании» становится бессмысленным?
Паз, лёд, лев, щель, таз.
Ответ: Звукосочетания «фэль» или «вэль» бессмысленны. В остальных случаях получаются слова «сап», «толь», «лещ», «сад» («зад»).
I тур
1. В каком случае данные языковые единицы являются не разными словами, а акцентологическими вариантами одного слова?
БрОня – бронЯ; мокрОта – мокротА; нАголо – наголО; бАржа – баржА; свОйство – свойствО.
Ответ: Баржа и баржа – произносительные варианты одного и того же слова.
1. Давайте предположим, что развитие русского языка пошло бы в соответствии с некоторой воображаемой совокупностью фонетических законов. Тогда один из хорошо известных текстов приобрёл бы в «новорусском» языке следующий вид (правила чтения букв те же, что и в обычном русском языке):
Ма тата сами сини рави,
Ката ни суку санима,
Йа вуваса сипа сатави
Ий руси витума ни ма.
Йива рими рука навука;
На, паси ма, какайа кука
Пани сити йи ти йи на,
Ни йаката ни саку ра!
Задание 1. Определите, что это за текст.
Задание 2. По каким фонетическим законам образовался язык, на котором написан текст?
1. В рязанском говоре русского языка звуку [о] русского литературного языка соответствует иногда [о], иногда [уо]. Ниже приведены некоторые слова в том виде, в каком они выступают в этом говоре:
двуор, пуоп, стуол, нуож, бог, ход, воз, сор.
Задание. Дайте свои примеры таких слов, которые должны в рязанском говоре должны произноситься с [о], и таких, которые должны произноситься с [уо]. (Не менее 5 слов).
1. Прочтите слово проезд.
Задание. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик да старуха.
Ответ: В данном задании надо проанализировать именно произнесение приведенных слов.
Произнесение слова ПРОЕЗД можно разбить на элементы:
1) твёрдый глухой [п]
2) мягкий звук [р’]
3) гласный звук [а]
4) согласный звук [й]
5) гласный звук [э]
6) твёрдый глухой [с]
7) твёрдый глухой [т]
Запись произнесения предложенной фразы [ жыл’и-был’и стар’ик да старуха], где звук [п] не встречается ни разу, мягкий [р’] – 1 раз, гласный [а] – 3 раза, согласный [й] – 1 раз, гласный [э] – ни разу, твёрдый глухой [с] – 3 раза, твёрдый глухой [т] – 2 раза.
1. Прочтите слово приезд.
Задание. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик да старуха.
Ответ: В данном задании надо проанализировать именно произнесение приведенных слов.
Произнесение слова ПРИЕЗД можно разбить на элементы:
1) твёрдый глухой [п]
2) мягкий звук [р’]
3) гласный звук [и]
4) согласный звук [й]
5) гласный звук [э]
6) твёрдый глухой [с]
7) твёрдый глухой [т]
Запись произнесения предложенной фразы [ жыл’и-был’и стар’ик да старуха], где звук [п] не встречается ни разу, мягкий [р’] – 1 раз, гласный [и] – 3 раза, согласный [й] – 1 раз, гласный [э] – ни разу, твёрдый глухой [с] – 3 раза, твёрдый глухой [т] – 2 раза.
1. Прочтите слово тир.
Задание. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик да старуха.
Ответ: В данном задании надо проанализировать именно произнесение приведенных слов.
Произнесение слова ТИР можно разбить на три элемента:
1) мягкий глухой согласный звук [т’]
2) гласный звук [и]
3) твердый звук [р]
Запись произнесения предложенной фразы [ жыл’и-был’и стар’ик да старуха], где звук [т’] не встречается ни разу, [и] – 3 раза, [р] – 1 раз.