Задания по биологии для 10 класса 2017 год

Задания школьной  олимпиады по биологии для учащихся 10   классов.

Время выполнения заданий 45 минут. Максимальное количество баллов за выполненную работу-36.

Часть I

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?

1)использование солнечной энергии при фотосинтезе
2)неограниченный рост в течение всей жизни
3)синтез органических веществ из неорганических
4)выделение кислорода в атмосферу

2. Клубень и луковица – это

1)органы почвенного питания
2)видоизменённые побеги
3)генеративные органы
4)зачаточные побеги

3. К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани?

1)мхов
2)хвощей
3)водорослей
4)лишайников

4. У насекомых с полным превращением

1)личинка похожа на взрослое насекомое
2)за стадией личинки следует стадия куколки
3)во взрослое насекомое превращается личинка
4)личинка и куколка питаются одинаковой пищей

5. Каких позвоночных называют первыми настоящими наземными животными?

1)земноводных
2)пресмыкающихся
3)птиц
4)млекопитающих

6. Ядовитые вещества, попавшие в организм человека с пищей, обезвреживаются в

1)почках
2)печени
3)толстом кишечнике
4)поджелудочной железе

7. Трение при движении костей в суставе снижается за счёт

1)суставной сумки
2)отрицательного давления внутри сустава
3)суставной жидкости
4)суставных связок

8. При малокровии у человека наблюдается

1)недостаток кальция в крови
2)уменьшение содержания гормонов в крови
3)уменьшение содержания гемоглобина в крови
4)нарушение деятельности поджелудочной железы

9. Какой буквой на рисунке обозначен отдел головного мозга, в котором расположен центр дыхания?

1)А
2)Б
3)В
4)Г

10. Заражение человека финнами бычьего цепня может произойти при употреблении

1)в пищу немытых овощей
2)воды из стоячего водоёма
3)плохо прожаренного мяса
4)плохо вымытой посуды, которой пользовался больной

11. К какому критерию вида относят область распространения северного оленя?

1)экологическому
2)генетическому
3)морфологическому
4)географическому

12. Исходным материалом для естественного отбора служит

1)борьба за существование
2)мутационная изменчивость
3)изменение среды обитания организмов
4)приспособленность организмов к среде обитания

13. Формирование приспособленности у организмов происходит в результате

1)освоения видом новых территорий
2)прямого воздействия  среды на организм
3)дрейфа генов и увеличения численности гомозигот
4)естественного отбора и сохранения особей с полезными признаками

14. В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались

1)ткани
2)споры
3)семена
4)половые клетки

15. К биотическим компонентам экосистемы относят

1)газовый состав атмосферы
2)состав и структуру почвы
3)особенности климата и погоды
4)продуцентов, консументов, редуцентов

Часть II

Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть несколько. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10 (по 2 балла за каждое задание).

  1. Бактерии в отличие от растений:

А — доядерные организмы;

Б — содержат рибосомы;

В — только одноклеточные организмы;

Г — размножаются митозом;

Д — хемосинтетики и гетеротрофы;

Е — имеют клеточное строение.

  1. Человек в отличие от позвоночных животных:

А — имеет пять отделов головного мозга;

Б — образует различные природные популяции;

В — обладает второй сигнальной системой;

Г — может создавать искусственную среду обитания;

Д — имеет первую сигнальную систему;

Е — может создавать и использовать орудия труда.

      3.  Какие признаки характерны для папоротниковидных?       

А —  в большинстве — травянистые растения;

Б —  преобладают деревья и кустарники;

В —  размножаются спорами;

Г — размножаются семенами;

Д — оплодотворение не связано водной средой.

  1. Что характерно для поперечно-полосатой мышечной ткани?

А — клетки достигают размера 10—12 см;

Б — имеет поперечную исчерченность;

В —  клетки имеют веретеновидную форму;

Г — клетки многоядерные;

Д — иннервируются вегетативной нервной системой;

Е – быстро сокращается и утомляется, тратит много энергии;

Ж – медленно сокращается и мало утомляется,    тратит мало энергии.

  1. Какие функции выполняют рибосомы в клетке?

А — обеспечивают накопление веществ в клетке;

Б — формируют мембраны;

В – образуют в комплексе с и-РНК полисомы;

Г —  участвуют в образовании лизосом;

Д  — обеспечивают перемещение органических веществ в  клетке;

Е – участвуют в синтезе белков;

Ж –  связаны с  мембранами эндоплазматической сети.

Часть III

Дайте развернутые  ответы  на вопросы. Максимальное количество баллов за каждый развернутый ответ-3.

  1. В чем проявляются особенности биосферы как живой оболочки Земли?
  2. В чем сходство и различие плодов растений семейств Мотыльковые (Бобовые) и Крестоцветные (Капустные).

Часть IV

Дайте развернутый  ответ на представленный  вопрос.  Максимальное количество баллов за развернутый ответ-5.

  1. Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?

Ответы к олимпиадным заданиям по биологии для учащихся 10  класса

Часть 1.

123456789101112131415
223222331342414

Часть 2.

 1 – А, В, Д;    2 – В, Г, Е;   3 – А, В;   4 – А; Б; Г: Е;    5 –В, Е, Ж,

 

Часть 3.

  1. Ответ:

А —  в биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмов (1 балл);

Б —  в биосфере происходит непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов (1балл);

В —  биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ (1 балл).

  1. Ответ:

А —  различие: Мотыльковые (Бобовые) имеют плод боб, а Крестоцветные (Капустные) — стручок (1 балл);                                                                                            

 Б —  сходство: боб и стручок — сухие многосеменные вскрывающиеся плоды (1 балл);    

 В — различие: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке — на пленчатой перегородке (1 балл).

Часть 4.

Ответ: А — впадают в спячку (1 балл);

Б — мигрируют на другие территории (1 балл);

В – запасают корма (1 балл);

Г —накапливают жир (1 балл);

Д — линяют и обрастают густым мехом (1 балл).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *