Задания по биологии для 11 класса 2017 год

Задания школьной  олимпиады по биологии для учащихся 11  классов

Время выполнения заданий 45 минут. Максимальное количество баллов за выполненную работу-36.

Часть I

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

  1. Изменения структуры и числа хромосом изучают с помощью метода:

А – центрифугирования; Б – гибридологического;

В – цитогенетического;  Г – биохимического.

  1. Сходство химического состава, клеточное строение организмов являются доказательством:

А — единства и общности происхождения органического мира;

Б — многообразия растительного и животного мира;

В —  эволюции органического мира;

Г —  постоянства живой природы.

З. Хранителем наследственности в клетке являются молекулы ДНК, так как в них закодирована информация о:

А — первичной структуре молекул белка;

Б — составе молекулы АТФ;

В — строении триплета;

Г — строении аминокислот.

  1. В митохондриях в отличие от рибосом осуществляется:

А — транспорт белка;

Б — синтез белка;

В — энергетический обмен;

Г — транскрипция иРНК.

  1. Роль матрицы в синтезе молекул иРНК выполняет:

А — полипептидная нить;

Б — плазматическая мембрана;

В —  мембрана эндоплазматической сети;

Г — одна из цепей молекулы ДНК.

  1. Какие признаки характерны для телофазы митоза?

А —  спирализация хромосом;

Б — выстраивание хромосом в экваториальной плоскости клетки;

В —  деление центромеры и расхождение хромосом к полюсам клетки;

Г —  деспирализация хромосом, образование двух ядер.

  1. Грибы, клетки которых, как и клетки растений и животных, имеют оболочку, ядро,цитоплазму с органоидами, относят к группе организмов:

А – эукариот;

Б — содержащих нуклеоид;

В – автотрофов;

Г – прокариот.

  1. В ходе индивидуального развития животного многоклеточный организм развивается из зиготы путем:

А – гаметогенеза;

Б – филогенеза;

В – мейоза;

Г – митоза.

  1. Каковы генотипы родителей при дигибридном анализирующем скрещивании?

А —  ААВВ х  ВbВb; 

Б —   АаВb х   ааbb; 

В –   ААВВ х  ААВВ; 

Г –    Вb  х Аа.

  1. У организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий среды возникает

изменчивость:

А – комбинативная;

Б – генотипическая;

В – наследственная;

Г – модификационная.

  1. Чистая линия растений — это потомство:

А — гетерозисных форм;

Б — одной самоопыляющейся особи;

В —  межсортового гибрида;

Г — двух гетерозиготных особей.

  1. Для производства лекарственных препаратов выращивают гриб:

А – мукор;

Б – трутовик;

В – спорынью;

Г – пеницилл.

  1. Зародыш с запасом питательных веществ  входит в состав:

А – споры;

Б – семени;

В —  почки;

Г —  заростка.

  1. В семейство объединяют растения на основе:

А — строения корневой системы;

Б — жилкования листьев;

В — строения цветка и плода;

Г —  строения стебля:

  1. Печень выполняет в организме человека барьерную функцию, так как в ней:

А —  обезвреживаются ядовитые вещества;

Б — глюкоза превращается в гликоген;

В — вырабатывается желчь, которая накапливается в желчном пузыре;

Г —  белки могут превращаться в жиры и углеводы.

Часть II

Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть несколько. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10 (по 2 балла за каждое задание).

  1. Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов молекулы ДНК?

А — азотистое основание: А, Т, Г, Ц;

Б — разнообразные аминокислоты;

В – липопротеины;

Г — углевод дезоксирибоза;

Д — азотная кислота;

Е — фосфорная кислота.

  1. Для генной мутации характерно:  

А-  включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК;

Б —  кратное увеличение числа хромосом в  гаплоидной клетке;

В —  нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка;

Г —  поворот участка хромосомы на 180°;

Д — изменение числа хромосом по отдельным парам;

Е — удвоение нуклеотидов в ДНК.

  1. Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют:

А- оформленное ядро;

Б – цитоплазму;

В —  митохондрии;

Г — плазматическую мембрану;

Д – гликокаликс;

Е – рибосомы.

  1. Клетки каких организмовне могут поглощать крупные частицы пищи путем фагоцитоза? 

А – грибов;

Б — цветковых растений;

В – амеб;

Г – бактерий;

Д — лейкоцитов человека;

Е – инфузорий.

  1. В каких структурах клетки эукариот локализованы  молекулы ДНК?    

А – цитоплазме;

Б – ядре;

В – митохондриях;

Г – рибосомах;

Д – хлоропластах;

Е – лизосомах.

Часть III

Дайте развернутые  ответы  на вопросы. Максимальное количество баллов за каждый развернутый ответ-3.

  1. Какие основные процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?
  2. Докажите, что корневище растений — видоизмененный побег.

Часть IV

Решите генетическую задачу. Максимальное количество баллов за правильно выполненное задание-5.

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями  (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки).  Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

Ответы к олимпиадным заданиям по биологии для учащихся 11  класса

Часть 1.

123456789101112131415
ваавггагбгбгбва

Часть2.

1 – А, Г, Е;   2 — А, В, Е;   3 – Б, Г, Е;   4  – А, Б, Г;   5 –  Б, В, Д,

Часть 3.

  1. Ответ:

А  — поступление из атмосферы углекислого газа и его восстановление водородом за счет НАДФ • 2Н (1 балл); 

 Б  —использование в реакциях энергии молекул АТФ, синтезированных в световой фазе  ( 1 балл );  

 В   — синтез глюкозы и крахмала (1 балл).

  1. Ответ:

А — корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки (1 балл );

Б — на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега (1 балл );

В — от корневища отходят придаточные корни   (1 балл).

Часть 4.

Ответ:

А — генотипы родителей: самка — ааbb, самец —АаВb ( 1 балл );

Б — генотипы потомства: 1 АаВb  серое тело, нормальные крылья  : 1 ааbb черное тело, укороченные крылья ( 1 балл );

В — так как гены сцеплены, то самец дает два типа гамет:  АВ,  аb ( 1 балл ); 

Г — самка — один тип гамет: аb ( 1 балл ); 

Д — поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1 : 1 ( 1 балл ).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *