Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016-2017 год. Школьный этап. 11 класс

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2016-2017 ГОД

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 11 КЛАСС

Критерии оценивания

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу

1. Как сегодня называется профессия «розмыслов»?

1) Геологи 2) Инженеры 3) Моряки 4) Полицейские

2. Прочитайте описание одного из первых правителей Московского царства, данное В.О. Ключевским, и назовите данного царя.

«Царь … был кротким, робким, безвольным, слабым умом и равнодушным к мирскому величию. На престоле россияне увидели постника и молчальника…»

1) Фёдор Иванович 2) Алексей Михайлович 3) Борис Фёдорович 4) Фёдор Борисович

3. Про кого из представленных ниже красных командиров в период Гражданской войны говорится ниже?

«Настойчивыми, стремительными ударами и искусными манёврами он остановил наступление противника и в течение полутора месяцев овладел городами Бугурусланом, Белебеем и Уфой, чем и спас Среднее Поволжье и возвратил уфимско-самарский хлебный район…»

1) С.М. Будённый 2) К.Е. Ворошилов 3) А.И. Егоров 4) В.И. Чапаев

1

2

3

2

1

4

По 1 баллу за каждый верный ответ

Максимум за задание 3 балла

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

4. Какие из этих событий произошли в период руководства СССР Н.С. Хрущёвым?

1) Карибский (Кубинский ракетный) кризис 2) XX съезд КПСС 3) «Пражская весна» 4) Попытка выхода Венгрии из ОВД 5) Вступление ФРГ в НАТО

5. Выберите из приведённого списка литературные объединения 1920-х годов.

1) «Перевал» 2) «Вехи» 3) РАПП 4) «Серапионовы братья» 5) «Могучая кучка» 6) ЛЕФ 7) «Мир искусства»

6. Отметьте, какие из представленных событий отечественной и всемирной истории произошли в XVII в.

1) Англо-голландские морские войны 2) Казнь короля Карла I в Англии 3) Семилетняя война 4) Аугсбургский мир 5) Первые плавания по Северному Ледовитому океану 6) Основание первого железоделательного завода в России 7) Начало книгопечатания в Московском царстве 8) Принятие положения о «заповедных летах»

4

5

6

1245

1346

126

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Всего за задание 6 баллов.

7. По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.

1. Ф.В. Ростопчин, А.А. Закревский, В.А. Долгоруков, вел. кн. Сергей Александрович

2. Бессарабия, Великое княжество Финляндское, Царство Польское, Бакинское ханство, Ширванское ханство

Ответ:

1. Московские генерал-губернаторы

2. Территории, вошедшие в состав Российской империи при Александре I

1 балл за каждый верный ответ. Всего 2 балла за задание.

8. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию:

1. 1613 г., 1618 г., 1634 г., 1667 г.

2. Керчь, Николаев, Севастополь, Херсон

Ответ:

1. Годы мирных договоров и перемирий Московского государства и Речи Посполитой. Лишнее – 1613 г.

2. Города, построенные в правление Екатерины II (при активном участии Г.А. Потёмкина). Лишнее – Керчь.

2 балла за каждый верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего). Всего 4 балла за задание.

9. Расположите крупные промышленные, транспортные и социально- культурные объекты в хронологической последовательности их ввода в строй.

А) Главное здание МГУ имени М.В. Ломоносова

Б) Московский метрополитен

В) Уральский завод тяжелого машиностроения

Г) Сталинградский тракторный завод

Д) Волжский автомобильный завод

Е) Братская гидроэлектростанция

Г

В

Б

А

Е

Д

3 балла – полностью верная последовательность.

2 балла – последовательность с одной ошибкой (т.е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов.

0 баллов – допущено более 1 ошибки.

10. Расположите в хронологической последовательности.

А) Открытие пролива между Северным Ледовитым и Тихим океанами

Б) Открытие мыса Доброй Надежды

В) Первое кругосветное плавание

Г) Открытие Антарктиды

Д) Исследование Камчатки

Е) Открытие морского пути из Европы в Индию

Б

Е

В

А (Д)

Д (А)

Г

Могут быть приняты оба варианты как верные

3 балла – полностью верная последовательность.

2 балла – последовательность с одной ошибкой (т.е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов.

0 баллов – допущено более 1 ошибки

11. Установите соответствия. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Автор Произведение

А) А.И. Герцен 1) «Что делать?»

Б) П.А. Кропоткин 2) «Философические письма»

В) П.Я. Чаадаев 3) «Былое и думы»

Г) Н.Г. Чернышевский 4) «Империализм как высшая стадия капитализма»

Д) В.И. Ленин 5) «Государство и его роль в истории»

Е) Л.Н. Толстой 6) «Не могу молчать»

7) «Государственность и анархия»

А

Б

В

Г

Д

Е

3

5

2

1

4 (1)

6

«1» может быть указано два раза в позиции Г и Д

По 0,5 балла за каждое верное соотнесение.

Всего за задание 3 балла.

12. Установите соответствия. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Правительственный орган Руководитель

А) МВД СССР 1) М.И. Калинин

Б) ГКЧП СССР 2) Н.А. Булганин

В) ЦИК СССР 3) В.М. Молотов

Г) ВЧК 4) Б.Н. Ельцин

Д) Совнарком СССР 5) Ф.Э. Дзержинский

Е) Министерство вооружённых сил СССР 6) Г.И. Янаев

7) Н.А. Щёлоков

А

Б

В

Г

Д

Е

7

6

1

5

3

2

По 0,5 балла за каждое верное соотнесение.

Всего за задание 3 балла.

13. Установите соответствия. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Реформа Автор

А) Либерализация цен 1) А.Н. Косыгин

Б) Отмена выкупных платежей 2) П.А. Столыпин

В) Денежная реформа 1895–1897 гг. 3) В.И. Ленин

Г) Новая экономическая политика 4) В.С. Павлов

Д) Экономическая реформа 1965 г. 5) Е.Ф. Канкрин

Е) Замена ассигнаций кредитными билетами 6) С.Ю. Витте

7) Е.Т. Гайдар

А

Б

В

Г

Д

Е

7

2

6

3

1

5

По 0,5 балла за каждое верное соотнесение.

Всего за задание 3 балла.

14. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки.

Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.

Петр I явно сознавал неповоротливость и допотопность прежней системы управления. Уже около 1700 г. была уничтожена (1 – орган власти), которую на время заменила Ближняя канцелярия. Позднее, в 1711 году на первый план в системе высшего управления выдвинулся только что созданный (2 – орган власти), не имевший чётких полномочий. Возникший при нём институт (3 – должность) позволял контролировать действия всех должностных лиц. Позднее, в 1722 году этот орган возглавил П.И. Ягужинский, ставший (4 – должность). Отраслевыми органами центрального управления стали созданные в 1718–1721 годах (5 – орган управления). Их деятельность определял специальный акт, известный как (6). Однако из старых органов управления сохранился (7 – орган управления), выполнявший функцию политического суда и сыска. Изменилось и управление церковными делами. После смерти в 1721 году (8 – имя), бывшего Местоблюстителем Патриаршего престола, реальная власть над церковью оказалась в руках (9 – орган власти), который фактически контролировал обер-прокурор, назначенный царём. Система местного управления также подверглась разительным изменениям. Появились крупные территориальные единицы – (10). В свою очередь, они с 1719–20 гг. делились на провинции, а провинции – на (11). Городское же самоуправление было поручено (12 – орган управления) во главе с (13 – должность). Однако петровское местное самоуправление оказалось слишком громоздким и неповоротливым, в результате чего при (14 – имя) была проведена ещё одна губернская реформа в (15) году. 23 губернии были разделены на 53, состоявшие из уездов. Во главе каждого уезда теперь назначали (16 – должность). Разукрупнение губерний стало толчком для роста численности чиновников на местах, т.е. (17 – явление).

1

Боярская дума

2

Правительствующий сенат (Сенат)

3

Фискалов

4

Генерал-прокурором

5

Коллегии

6

Генеральный регламент

7

Преображенский приказ

8

Стефана Яворского

9

Святейшего синода (Синода)

10

Губернии

11

Дистрикты (также принимается – уезды)

12

Магистратам

13

бургомистрами

14

Екатерине II

15

1775

16

Капитана-исправника

17

Бюрократизации

17 верных вставок – 12 баллов

16 верных вставок – 11 баллов

15 верных вставок – 10 баллов

14 верных вставок – 9 баллов

13 верных вставок – 8 баллов

12 верных вставок – 7 баллов

11 верных вставок – 6 баллов

10 верных вставок – 5 баллов

9 верных вставок – 4 балла

8 верных вставок – 3 балла

7 верных вставок – 2 балла

6 верных вставок – 1 балл

0–5 верных вставок – 0 баллов

Всего за задание – 12 баллов.

15. Выполните задания, используя помещенную ниже карту и исторические знания.

1. Напишите названия промышленных районов Российской империи во второй половине XIX века и укажите их основную специализацию.

района на карте

Название промышленного

района

Основная

специализация

I

Центральный (или Московский)

Текстильная промышленность

II

Северо-Западный (или Петербургский) Металлообработка (машиностроение)

III

Западный

Добыча угля

IV

Причерноморский

Добыча угля (металлургия)

V

Закавказский

Добыча нефти

VI

Уральский

Металлургия

VII

Юго-Западный

Пищевая промышленность

 

2. Используя карту и заполненную Вами таблицу, напишите, какие изменения произошли в экономике России после 1861 года. Укажите 3 изменения.

Активное железнодорожное строительство.

Появление новых экономических районов.

Появление новых отраслей экономики.

1) По 0,5 балла за каждую верную позицию. Всего 6 баллов.

2) По 1 баллу за каждый названный элемент. Всего 3 балла.

Всего за задание 9 баллов.

16. Перед Вами плакаты трёх крупных военных конфликтов, в которых принимала участие Россия в XX в. Определите, о каких войнах идёт речь, и укажите, к какой войне относится каждый из плакатов.

А Б В