Задания для 10 класса по литературе

Тур I. Сопоставительный анализ лирических произведений

М.Ю.Лермонтов

Воздушный корабль
(Из Цедлица)

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется
Несется на всех парусах.

Не гнутся высокие мачты,
На них флюгера не шумят,
И, молча, в открытые люки
Чугунные пушки глядят.

Не слышно на нем капитана,
Не видно матросов на нем;
Но скалы и тайные мели,
И бури ему нипочем.

Есть остров на том океане —
Пустынный и мрачный гранит;
На острове том есть могила,
А в ней император зарыт.

Зарыт он без почестей бранных
Врагами в сыпучий песок,
Лежит на нем камень тяжелый,
Чтоб встать он из гроба не мог.

И в час его грустной кончины,
В полночь, как свершается год,
К высокому берегу тихо
Воздушный корабль пристает.

 

 

Из гроба тогда император,
Очнувшись, является вдруг;
На нем треугольная шляпа
И серый походный сюртук.

Скрестивши могучие руки,
Главу опустивши на грудь,
Идет и к рулю он садится
И быстро пускается в путь.

Несется он к Франции милой,
Где славу оставил и трон,
Оставил наследника-сына
И старую гвардию он.

И только что землю родную
Завидит во мраке ночном,
Опять его сердце трепещет
И очи пылают огнем.

На берег большими шагами
Он смело и прямо идет,
Соратников громко он кличет
И маршалов грозно зовет.

Но спят усачи-гренадеры —
В равнине, где Эльба шумит,
Под снегом холодной России,
Под знойным песком пирамид.

 

 

И маршалы зова не слышат:

Иные погибли в бою,
Другие ему изменили
И продали шпагу свою.

И, топнув о землю ногою,
Сердито он взад и вперед
По тихому берегу ходит,
И снова он громко зовет:

Зовет он любезного сына,
Опору в превратной судьбе;
Ему обещает полмира,
А Францию только себе.

Но в цвете надежды и силы
Угас его царственный сын,
И долго, его поджидая,
Стоит император один —

Стоит он и тяжко вздыхает,
Пока озарится восток,
И капают горькие слезы
Из глаз на холодный песок,

Потом на корабль свой волшебный,
Главу опустивши на грудь,
Идет и, махнувши рукою,
В обратный пускается путь.

1839

 

В.А.Жуковский

Ночной смотр

В двенадцать часов по ночам
Из гроба встает барабанщик;
И ходит он взад и вперед,
И бьет он проворно тревогу.
И в темных гробах барабан
Могучую будит пехоту;
Встают молодцы егеря,
Встают старики гренадеры,
Встают из-под русских снегов,
С роскошных полей италийских,
Встают с африканских степей,
С горючих песков Палестины.

В двенадцать часов по ночам
Выходит трубач из могилы;
И скачет он взад и вперед,
И громко трубит он тревогу.
И в темных могилах труба
Могучую конницу будит:

 

Седые гусары встают,
Встают усачи кирасиры;
И с севера, с юга летят,
С востока и с запада мчатся
На легких воздушных конях
Одни за другим эскадроны.

В двенадцать часов по ночам
Из гроба встает полководец;
На нем сверх мундира сюртук;
Он с маленькой шляпой и шпагой;
На старом коне боевом
Он медленно едет по фрунту;
И маршалы едут за ним,
И едут за ним адъютанты;
И армия честь отдает.
Становится он перед нею;
И с музыкой мимо его
Проходят полки за полками.

1836

При оценке работы учитываются:

Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в сопоставительном задании.
Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие).
Восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства.
Композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность).

Тур II. История и теория литературы

1. Перед вами две строфы из стихотворения А. Фета. Предложите свой вариант названия этого стихотворения. Свой выбор аргументируйте. Каким размером написано это стихотворение? Сочините третью строфу стихотворения, используя тот же размер, композиционный прием и способ рифмовки.

Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то вдали от опушки
Будто бы слышно: ку-ку.

Сердце! — вот утро — люби же
Всё, чем жило на веку;
Слышится ближе и ближе,
Как золотое, — ку-ку.

Ответ: У А.А.Фета это стихотворение называется «Кукушка», оно написано 3-стопным дактилем. Фетовское стихотворение состоит из трех строф. Третья строфа:

Или кто вспомнил утраты,
Вешнюю вспомнил тоску?
И раздается трикраты
Ясно и томно: ку-ку.

2. В этом задании вам нужно показать знания жизни и судьбы А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова:

а) Были ли знакомы Пушкин и Лермонтов?
б) Где находились Пушкин и Лермонтов во время войны 1812 года?
в) Какая кровь, кроме русской, текла в жилах Пушкина и Лермонтова?
г) Какие произведения Пушкина и Лермонтова названы одинаково?
д) О ком и кто сказал: «Солнце русской поэзии закатилось!»

Ответ: а) Нет. Лермонтов стал известен в обществе в год гибели Пушкина, ему принесло известность стихотворение «Смерть поэта» б) Пушкин – в Царскосельском лицее, а Лермонтов еще не родился в) У Пушкина – африканская (предок Ганнибал), у Лермонтова – шотландская, точное имя редка неизвестно г) Стихотворение Пушкина «Демон» и поэма Лермонтова «Демон», стихотворения Пушкина и Лермонтова «Кинжал», «Пророк», «Поэт», «Узник», поэмы «Кавказский пленник» д) О Пушкине писатель, князь В.Ф.Одоевский, в некрологе  

3. Напишите статью в словарь литературоведческих терминов «Романтизм».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *