1. К мероприятиям внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого не относятся …
а) борьба с братом Святополком Окаянным за Киевский престол;
б) разработка и введение в действие свода правовых норм, составивших древнейшую часть Русской Правды;
в) поощрение развития образования и книжности на Руси;
г) попытка восстановить язычество, встретившая ожесточенное сопротивление простого народа;
д) расширение границ Киевской Руси на западе;
е) военно-политический конфликт с Византийской империей;
ж) расширение династических связей с европейскими государствами;
з) разгром половцев под Киевом в 1036 г.
2. Местничество – это порядок
а) подчинения органов местного самоуправления;
б) занятия должностей по знатности происхождения;
в) складывания поместной системы землевладения;
г) перехода крестьян от одного помещика к другому.
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
3. Феодальная война второй четверти XV в. велась между …
а) Московским и Тверским княжеством;
б) Василием II Темным и Юрий Звенигородским с его сыновьями;
в) Василием II Темным и московским боярством;
г) Иваном III и Литвой.
4. В годы Смуты переворот 1610 г., в результате которого был свергнут Василий Шуйский, привел к власти
а) Михаила Романова;
б) правительство из семи бояр – «семибоярщину»;
в) Лжедмитрия I;
г) Бориса Годунова.
5. Понятие «вечный мир» связано с отношениями России в XVII в.
а) со Швецией;
б) с Англией;
в) с Турцией;
г) с Польшей.
6. Расположите в хронологической последовательности их издания документы XVIII в.
а) Указ о секуляризации церковных земель;
б) Табель о рангах;
в) Указ о единонаследии;
г) Манифест о вольности дворянской.
7. По какому принципу выстроен ряд?
а) М.Б. Барклай-де-Толли, Д.А. Милютин, В.А. Сухомлинов, А.А. Поливанов, Д.С. Шуваев.
б) Загородский конец, Неревский конец, Людин конец, Славенский конец, Плотницкий конец.
в) А.М. Горчаков, М.А. Корф, А.Д. Илличевский, С.Г. Ломоносов, К.К. Данзас.
8. Из приведенных рядов исключите один лишний элемент. Объясните ваш выбор.
а) В.О. Каппель, Н.Н. Юденич, В.В. Меллер-Закомельский, А.М. Каледин, В.А. Антонов-Овсеенко.
б) Окольничий, думный дьяк, боярин, думный дворянин, тайный советник.
в) Иов, Гермоген, Филарет, Иоасаф, Никон, Кирилл.
9. Дополните таблицу, допишите события и даты.
10. Соотнесите вспомогательную историческую дисциплину и предмет ее изучения.
1. Генеалогия | А. Изучает флаги, штандарты, вымпелы и прочие предметы подобного рода |
2. Геральдика | Б. Изучает возникновение и развитие родственных отношений |
3. Нумизматика | В. Изучает печати |
4. Сфрагистика | Г. Изучает историю орденов, медалей, знаков отличия |
5. Фалеристика | Д. Изучает историю монетной чеканки и денежного обращения |
6. Вексиллология | Е. Изучает гербы |
11. Прочитайте текст. В нем содержатся ошибки. Пожалуйста, найдите и объясните их.
Без союзников поход на Москву может провалиться – и тогда Мамаю не сносить головы. Своих ордынцев он не боится: эти готовы терпеть любого потомка Чингисхана. Но Тимур Бухарский — вот кто страшен! Он тоже чингисид и более родовит, чем Мамай. Но главное — войск у Тимура впятеро больше, чем в Орде. Да и денег в Бухаре не счесть с той поры, как Тимур ограбил Индию и захватил Китай. Весь Шёлковый путь теперь во власти хромого дьявола! Он щедро помог Мамаю в борьбе за трон. Но помог с условием: Мамай восстановит на Руси такой порядок, какой был при Батые. Если Мамай не справится с этим делом, его песенка спета…
12. Рассмотрите иллюстрации. Это портреты известных деятелей российского и советского искусства. Назовите их имена, род деятельности (писатель, поэт, художник, композитор, кинорежиссер и т.д.), несколько самых известных произведений.
13. Рассмотрите карту и ответьте на вопросы.
а) Определите, карта какого сражения здесь представлена?
б) Когда оно произошло?
в) В ходе какой войны оно произошло?
г) Кто командовал русской эскадрой?
д) Какие еще морские сражения этой войны вы можете назвать?
14. Анализ документа
«Автор выдумал какую-то Россию и в ней какой-то городок, в который свалил он все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь: сколько накопил он плутней, подлостей, невежества. Я, который жил и служил в провинциях, смело называю это клеветой в пяти действиях. А наша-то чернь хохочет, а нашим-то боярам и любо; все эти праздные трутни, которые далее Петербурга и Москвы России не знают, половину жизни проводят заграницей, которые готовы смешивать с грязью и нас, мелких дворян и чиновников, и всю нашу администрацию, они в восторге от того, что приобретают новое право презирать свое отечество, и, указывая на сцену, говорят: вот ваша Россия!» (Из воспоминаний Ф.Ф. Вигеля)
В отрывке автор выражает свое отношение к одному из художественных произведений первой половины XIX века, принадлежащему перу основателя русской «натуральной школы».
1) Кто этот писатель?
2) Что это за произведение?
3) В какую эпоху оно было создано?
4) К какому направлению общественной мысли принадлежит автор воспоминаний?
5) Как отреагировал глава государства на это произведение?
15. Напишие эссе о М.Т. Лорис-Меликове, его значении для русской реформаторской мысли, актуальности его идей для сегодняшнего дня.
Ответы.
Номер п/п | Ответ по истории 10 класс |
1. | г, е |
2. | б |
3. | б |
4. | б |
5. | г |
6. | б, в, г, а |
7. а) | Военные министры Российской империи |
б) | древние административные районы Великого Новорогода |
в) | первые выпускники Царскосельского лицея |
8. а) | В.А. Антонов-Овсеенко, воевал в Гражданскую на стороне красных, остальные – белые. |
б) | Тайный советник – это чин XVIII века. |
в) | Кирилл, действующий патриах РПЦ, остальные жили на 2-3 века раньше |
9. | 1327 г. – восстание против Чол-хана в Твери, подавленное Иваном Калитой, 1325 – 1340 – княжение Калиты в Москве; 1359 – 1389 – княжение Дмитрия Донского; 1378; 1380; 1382; княжение Василия I; княжение Василия Темного; уния между католиками и православными; 1425-1453; правление Ивана III; 1478; 1480; 1485; Судебник; правление Василия III; 1510; 1514; 1521 |
10. | 1Б, 2Е, 3Д, 4В, 5Г, 6А |
11. | 1) Тимур правил в Самарканде, а не в Бухаре. 2) Тимур ограбил Индию в 1398 г., после гибели Мамая. 3) Тимур не успел завоевать Китай: он заболел и умер во время подготовки к походу в 1405 г. 4) Тимур никогда не был хозяином всего Шелкового пути, а только южной его ветви (через оазисы Средней Азии) 5) Тимур не помогал Мамаю в борьбе за власть над Золотой Ордой. Он помог Тохтамышу стать ханом Белой Орды в 1376 г. 6) Тимур не был заинтересован в крепкой власти Орды над Русью; ему полезнее была война между ними. |
12. | |
1) | Александр Николаевич Скрябин, русский композитор и пианист Произведения: три симфонии, «Поэма Экстаза», «Прометей» |
2) | Аркадий и Борис Стругацкие, писатели-фантасты «Трудно быть Богом», «Понедельник начинается в субботу», «Хищные вещи века» и т.д. |
3) | Сергей Михайлович Эйзенштейн, кинорежиссер «Броненосец Потемкин», «Октябрь», «Бежин луг», «Александр Невский» и т.д. |
4) | Дмитрий Андреевич Фурманов, писатель «Красный десант», «Чапаев», «В восемнадцатом году», «Мятеж» |
5) | Вера Игнатьевна Мухина, скульптор «Рабочий и колхозница» на ВВЦ и памятник П.И.Чайковскому у здания Московской консерватории. Памятники Горькому (один у Белорусского вокзала, второй — возле Института мировой литературы), две скульптуры около «Водного стадиона» — «Хлеб» и «Урожай», две в «Лужниках» — «Океан» и «Вода», семь надгробий на Новодевичьем кладбище. |
13. а) | Сражение при Калиакрии |
б) | 11 августа 1792 г. |
в) | русско-турецкая война 1789-1792 гг. |
г) | адмирал Ф.Ф. Ушаков |
д) | сражения у Фидониси (1788), в Керченском проливе (1790), у Тендры (1790) |
14. 1) | Н.В. Гоголь |
2) | Ревизор |
3) | Первая половина XIX века, царствование Николая I |
4) | консервативному |
5) | Николаю принадлежат слова — «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» |
15. | Эссе. |
1) Знание исторических фактов | |
2) Владение теоретическим материалом (понятия, термины и т.д.) | |
3) Аргументированность суждений и выводов | |
4) Знание историографии проблемы, мнений историков | |
5) Внутреннее смысловое единство, соответствие теме | |
6) Оригинальность решения проблемы, аргументация |