Задания по истории. 10 класс

1. Византийские источники впервые упоминают славян под именем склавинов и антов в

а) V в.;
б) VI в.;
в) VII в.;
г) VIII в.

Ответ: б

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

2. Поставьте в правильные пары российских царей и их жен.

1) Михаил Федорович
2) Алексей Михайлович
3) Петр I
4) Петр III

А) Марта Самуиловна Скавронская
Б) Софья Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст-Дорнбург
В) Евдокия Лукьяновна Стрешнева
Г) Наталья Кирилловна Нарышкина

Ответ: 1в 2г 3а 4б

3. Памятник русской литературы «Хожение игумена Даниила» повествует о путешествии автора в

а) Индию;
б) Святую землю (Палестина и Израиль);
в) Италию;
г) Африку

Ответ: б

4. Вторая супруга Ивана III Софья происходила из знатного рода

а) Гедиминовичей;
б) Палеологов;
в) Чингизидов;
г) Арпадов

Ответ: б

5. С середины XVI в. чин окольничего присваивался членам

а) Избранной рады;
б) Боярской думы;
в) губных изб;
г) стрелецких полков

Ответ: б

6. Город Самара стал столицей губернии в царствование

а) Александра I;
б) Николая I;
в) Александра II;
г) Александра III

Ответ: б

7. По какому принципу выстроен ряд?

а) ЛЕФ, Цех поэтов, ОБЭРИУ, РАПП, «Кузница», Серапионовые братья
б) И.П. Павлов, Н.Н. Семёнов, Л.Д. Ландау, Л.В. Канторович, П.Л. Капица, В.Л. Гинзбург
в) Г.С. Титов, А.А. Леонов, Г.Т. Береговой, Г.М. Гречко, С.Е. Савицкая, С.К. Крикалёв

Ответ: а) Литературные объединения, существовавшие в 1900-1920 гг. б)Лауреаты Нобелевской премии (в разных науках) в) Советские летчики-космонавты

8. Из приведенных рядов исключите один лишний элемент. Объясните ваш выбор.

а) 1918, 1922, 1924, 1936, 1977, 1993
б) М.В. Ломоносов, С.С. Уваров, вел. кн. Константин Константинович, С.И. Вавилов, М.В. Келдыш, Ю.С. Осипов
в) орден Св. Анны, орден Св. Станислава, орден Св. Владимира, орден Св. Екатерины, орден Белого Орла, орден Св. Александра Невского

Ответ: а) 1922 г. – образование СССР. Прочие даты – принятие Конституций. б) М.В. Ломоносов, поскольку не был Президентом Академии наук в) Орден Св. Екатерины, поскольку им награждали только женщин

9. Расположите в хронологической последовательности

а) Избрание царем Василия Шуйского
б) Смерть Ивана IV Грозного
в) Формирование Первого ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым
г) Избрание на царство Бориса Годунова
д) Вступление войск Лжедмитрия I в пределы Российского государства
е) Штурм Китай-города и Кремля силами Второго ополчения под предводительством князя Дмитрия Пожарского
ж) Пленение Ивана Болотникова во время взятия Тулы
з) Избрание на Земском соборе царем Михаила Романова и) Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой
к) Свержение Василия IV Шуйского и начало «Семибоярщины»

Ответ: Б, г, д, а, ж, к, в, е, з, и

10. Соотнесите правителя и политическое деяние.

1. Михаил Федорович
2. Алексей Михайлович
3. Федор Алексеевич
4. Софья Алексеевна
5. Петр I
6. Анна Иоанновна

А. Учреждение Коллегий
Б. Отмена местничества и сожжение разрядных книг
В. Принятие Новоторгового устава
Г. Принятие «Указных статей о раскольниках»
Д. Организация полков «нового строя»
Е. Отмена указа о единонаследии

Ответ: 1Д, 2В, 3Б, 4Г, 5А, 6Д

11. Заполните пропуск в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами.

_1_ родился в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. По другой версии, основанной на сообщении протопопа _2_, его отец был марийцем, а мать русской. Мать умерла вскоре после его рождения, отец женился во второй раз. Обучался грамоте у приходского священника. В 12 лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь. По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника. Служил сначала в соседнем селе Лыскове, а после был назначен священником одной из московских церквей, по просьбе московских купцов, узнавших о его начитанности.
После смерти детей окончательно решил оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, дав за неё вклад и оставив денег на содержание, а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Вступив в конфликт с Елеазаром Анзерским, бежал из скита и был принят в Кожеозерский монастырь. В 1643 году был избран игуменом монастыря.
Через несколько лет отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю _3_, произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел игумену остаться в Москве, а Патриарху Иосифу — посвятить его в архимандриты Новоспасского монастыря. Став во главе братии Новоспасской обители, вошёл в состав так называемого кружка «_4_».

Ответ: 1 – Никон, 2 – Аввакум, 3 – Алексей Михайлович, 4 – ревнители благочестия.

12. Рассмотрите фотопортреты и ответьте на вопросы.

1) Назовите имена людей, чьи портреты помещены ниже.
2) Монархами каких государств они были?
3) В каких войнах против России они принимали участие?
4) В каких битвах этих войн они непосредственно командовали войсками?

1) Фридрих II

2) Карл XII

3) Наполеон I

4) Владислав IV

5) Стефан Баторий

Ответ: 1) (по порядку) Фридрих II, Карл XII, Наполеон I, Владислав IV, Стефан Баторий 2) Пруссия, Швеция, Франция, Польша, Польша 3) Семилетняя война, Северная война, войны анти-французских коалиций, русско-польская война во время Смуты, Ливонская война 4) для первого – Гросс-Егерсдорф, Кунерсдорф, Цорндорф; для второго – сражение под Нарвой или Полтавой; для третьего – Аустерлиц, Бородино, Прейсиш-Эйлау и т.п.; для четвертого – осада Москвы; для пятого – осада Пскова

13. Рассмотрите карту и ответьте на вопросы.

Гангутское сражение

а) Определите, карта какого сражения здесь представлена?
б) Когда оно произошло?
в) В ходе какой войны оно произошло?
г) Кто командовал русской эскадрой?
д) Какие еще морские сражения этой войны вы можете назвать?

Ответ: а) Гангутское сражение б) 27 июля (7 августа) 1714 г. в) Северная война 1701-1721 гг. г) адмирал Апраксин, а также Петр I д) Сражение у о-ва Гренгам, бой в устье Невы, сражение у бухты Кёге, Эзельский бой и т.п.

14. Анализ документа

1. Русской народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.
2. Источник Верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя.
3. Гражданство есть право, в определенном в сем Уставе порядке участвовать в общественном управлении: посредственно, т.е. выбором чиновников или избирателей, непосредственно, т.е. быть самому избираемым в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной части.
4. Граждане суть те жители Российской Империи, которые пользуются правами выше определенными.

43. В законодательном и исполнительном отношениях все России делятся на 13 Держав, 2 области и 368 Уездов или Поветов.

59. Народное Вече, состоящее из верховной Думы и Палаты народных представителей, облечено всей законодательной властью.

101. Император есть: Верховный Чиновник Российскаго Правительства.
— Ему дается титул Его Императорскаго Величества,никакой другой не допускается. Выражения: Имянное повеление, Высочайшее соизволение, соизволение быть по сему и т. п. уничтожаются, яко неприличныя и не имеющия никакого значения в земле благоустроенной.
— Народное Вече определяет, с каким обрядом новый Император принимает сие званье.
— Император при вступлении своем в правление произносить следующую присягу посреди Народнаго Веча: Я клянусь торжественно, что буду верно исполнять обязанности Императора Российскаго и употреблю все мои силы на сохранение и защиту сего конституционнаго Устава России.

1) Отрывки из какого документа здесь представлены?
2) Когда и кем был создан этот документ?
3) Какие главные отличия у этого документа от других ему подобных?
4) Как изменился бы политический режим в России в случае вступления этого документа в силу? Что могло помешать этому?

Ответ: 1)«Конституция», один из проектов декабристов 2) Никита Михайлович Муравьев, 1821-1825 гг. 3) Должны быть названы отличия от проектов Сперанского, Пестеля, Новосильцева 4) Должна быть обоснована собственная точка зрения с опорой на исторические факты

15. Напишите эссе об Александре II и его усилиях по реформированию России во второй половине XIX века.

Ответ: Эссе. 1) Знание исторических фактов 2) Владение теоретическим материалом (понятия, термины и т.д.) 3) Аргументированность суждений и выводов 4) Знание историографии проблемы, мнений историков 5) Внутреннее смысловое единство, соответствие теме 6) Оригинальность решения проблемы, аргументация


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *