Задания по обществознанию для 11 класса

I. Установите верность или ложность утверждений ( «да» или «нет») и занесите ответы в таблицу:

1)Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны , то есть это то, что очевидно, и нельзя себе представить иначе.
2) При выборах в Национальное собрание Франции для победы в первом туре кандидатам в каждом избирательном округе необходимо набрать абсолютное большинство голосов . Если этого не происходит, то через неделю проходит второй тур , в который выходят все кандидаты, набравшие не менее 12, 5 % голосов от общего числа избирателей. Данная ситуация характеризует мажоритарный тип избирательной системы.
3) Гражданское право относится к отраслям частного права
4) Чем выше квалификации, тем ниже величина предложения на рынке труда.
5) Тип личности, характеризующийся признанием усилий общества или группы, и полным или частичным отказом от общепринятых способов достижения этих целей называется конформизмом.
6)Местное самоуправление входит в систему органов государственной власти РФ
7) Эмоциональное лидерство в группе определяется более высокими моральными качествами сравнительно с другими членами данной группы

Ответ:

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

1

2

3

4

5

6

7

Нет

Да

Да

Да

Нет

Нет

Нет

II. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

1) Авторитет, страх, сила, убеждение
2) Т.Гоббс, Д.Локк, Г. Гроций, А.Н.Радищев

Ответ: 1) Основания (ресурсы) власти. 2) Мыслители сторонники теории естественного права.

III 1. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

1) Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ, Комитет Государственной Думы по охране здоровья, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
2) Налог на прибыль, поимущественный налог, налог на добавленную стоимость. Подоходный налог.

Ответ: 1) Комитет государственной Думы по охране здоровья – относится к законодательной ветви власти – остальное к исполнительной.
2) Подоходный налог – прямой налог , остальные –косвенные.

IV. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов и сочетаний слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова и сочетания слов могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны.

«Ролью называется ожидаемое—————-, ассоциируемое с определённым——————.
Совокупность ролей, соответствующих данному ————, называется ——————-. Наши роли определяются ожиданиями других—————. Некоторые из этих ожиданий, например, законы, являются—————, а другие, вроде умения вести себя за столом,- ———————. Когда ———-человека соответствует ролевым ожиданиям, он получает социальные ————-(такие как деньги или———-)».

1.Формальный2. Поощрение

3. Социализация

4. Уважение

5. Поведение

6. Предписанный статус

7. Ролевой набор8. Порицание

9. Статус

10. Член общества

11. Неформальный

12. Социальная мобильность

Ответ: 5,9,9,7,10,1,11,9,2,4

V. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, который раскрывает суть политики государства в области экономики. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между двумя разновидностями этой политики.
Выполните это самостоятельно. Для этого:
1) подпишите колонки, приведённой ниже таблицы, определив название соответствующей разновидности государственной политики в области экономики;
2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

1) Во время кризиса ( спада производства) государство снижает налоги, что способствует расширению покупательского спроса.2)Оно регулирует денежное обращение и количество денег в экономике.3) Государство проводит совокупность финансовых мероприятий по регулированию правительственных расходов и доходов.4)Проводится сознательная манипуляция налоговыми ставками.5)При обсуждении данной политики вмешательство государства в экономику предполагается максимальным.6)Организуется широкомасштабные общественные работы за государственный счёт.7)Государство ограничивает своё вмешательство в деятельность товаропроизводителей только поддержанием стабильного темпа роста денежной массы.8)Осуществляется повышение учётной ставки процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объём заимствований у государства и повысить процентные ставки по свом кредитам.9)Проводится выплата пособий по безработице , субсидий фермерам.10)Данная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком.

Ответ:

Фискальная политика

Кредитно-денежная (монетарная) политика

1,3,6,9

2,4,5,7,8,10

VI. Критерием разграничения двух периодов жизни человека – молодого и зрелого – является его экономическая, социальная, политическая самостоятельность. Установите соответствие между характером самостоятельности человека и их показателями.
Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Характер самостоятельности человекаПоказатели самостоятельности
  1. экономическая
  2. социальная
  3. политическая
А. вступление в брак

Б допуск к голосованию на всех выборах

В.самостоятельность в выборе образа жизни

Г. способность обеспечивать себя средствами существования

Д. проживание независимо от родителей

Е. распоряжение деньгами независимо от других

Ж. способность отвечать перед законом

Ответ:

1

2

3

Г, Е, Д

А, В, Ж

Б

 

VII. Прочитайте текст и выполните задание к нему.

« Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима (1), основ его легитимности (2) и его символики (3). Во-вторых, замена неспособной политической элиты (4) или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения , которые направлены на модернизацию (5) большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвёртых, радикальный разрыв с прошлым. В-пятых, изменения в нравственности и воспитании (6), что создаёт или порождает нового человека».
1) Дайте определение всем подчёркнутым и пронумерованным терминам
2) В результате, какого социально-исторического процесса происходят данные изменения в обществе.

Ответ: 1) Система приёмов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе.
2)Общественное признание населением страны законности действующих институтов государственной власти .
3) Выражение идей , понятий, действий с помощью условных знаков или предметов ( символов).
4) Избранная часть общества, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики.
5) Общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся индустриально развитыми. ( Может быть другое определение)
6)Процесс целенаправленного систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями.

VIII Проанализируйте стихотворные отрывки. Ответьте на вопросы к ним.

1) Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,-
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я – живой.
( Н.А.Заболоцкий)

2) Род человеческий ведь из единого корня выходит.
Он заключил наши души в тела, устремлённые к свету.
В смертных знанье вложил о высоком их корне не зря ведь!
Что ж ты кричишь, человек, о знатности рода, о предках?!
(С.Боэций)
1) Какой обществоведческий термин обозначает процесс, отражённый в образной форме в первом отрывке?
2)Как называется философская позиция , занятая автором второго отрывка?

Ответ: 1) Социализация 2) Креационизм

IX. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание имён мыслителей больше, чем высказываний.

ВысказыванияИмена мыслителей
А. «Несчастье — и в нём заключено счастье. Счастье – в нём заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства».

Б. «Не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвёртой в ход пойдут камни и дубинки».

В. «Но если Россия , скажут нам, не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления; она сделалась ( или по крайней мере, должна сделаться) участницей в её трудах, в её триумфах»

Г. «Если ты столкнулся с противником, победи его любовью»

Д. «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы , что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться с Христом, нежели с истиной»

Е. «Основная задача культуры- защищать человека от природы. Это только иллюзия, что природа позволяет нам делать все , что угодно, она ограничивает человека самым безжалостным образом, убивая его»

Ж. «Человек – это канат , натянутый между животным и сверхчеловеком,- канат над крепостью»

1. 3. Фрейд

2. Ф.М. Достоевский

3.Ф. Ницше

4. Лао Цзы

5. А. Энштейн

6. Ж. Руссо

7. Н.Я. Данилевский

8. Г.В. Плеханов

9. М. Ганди

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

4

5

7

9

2

1

3

 

X. Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно – конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг. Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в последние годы увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Год

Россия

США

1991

9,6 млрд.долл.

161 млрд.долл.

1994

6, 0 млрд. долл.

173 млрд. долл.

Ответ: В ответе должны присутствовать следующие элементы.
1) Сформулированы выводы, например:
-государственное финансирование науки в России существенно отставало от США;
-в указанный период это отставание возрастало;
-в России в указанный период это финансирование увеличивалось;
-в США в указанный период это финансирование увеличивалось;
2) Дано объяснение , например:
-Россия предпринимает усилия для ускорения научно-технического прогресса;
-вложения в науку призваны повысить конкурентоспособность нашей страны в мире. ( Возможны иные правильные позиции)

XI. Перед вами таблица. В первой её колонке помещён дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значение. В случае многозначности термина указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого терминаОбщественные явленияТермины и их значение
«Отсутствующий»Выборы, референдум
«Вещь, отданная на хранение»Кредитные учреждения
«Отвлечение»Конкретные признаки предметов, явлений
«Отрицание знания»Сущность вещей
«Ум»Природа и общество
«Затемняющий»Науки и просвещение

Ответ:

Перевод латинского терминаОбщественное явлениеТермины и их значения
«Отсутствующий»Выборы, референдумАбсентеизм- неучастие в голосовании на выборах и референдумах граждан, обладающих активным избирательным правом.
«Вещь, отданная на хранение»Кредитные учрежденияДепозит-деньги или ценные бумаги, вносимые в государственные или кредитные учреждения с правом возврата
«Отвлечение»Конкретные признаки предметов, явленийАбстрагирование-процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств
«Отрицание знания»Сущность вещейАгностицизм- философское и научное воззрение, утверждающее, что мы ничего не знаем о действительной сущности вещей
«Ум»Природа и обществоНоосфера — высшая стадия развития биосферы, сферы взаимодействия общества и природы в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.
«Затемняющий»Наука и просвещениеОбскурантизм — крайне враждебное отношение к просвещению и науке; мракобесие.

XII. Перед вами схема, иллюстрирующая причинно- следственную связь между экономическими явлениями с точки зрения одного из известных вам экономических учений.

схема

1) Восстановите эту причинно-следственную связь и заполните схему, проставив в ней порядковые номера экономических явлений.
1. Уменьшение цен на готовую продукцию
2. Увеличение производства и занятости
3. Стимулирование спроса
4. Сокращение денежной массы, заработной платы.
2) Напишите название этой теории и имя её создателя.

Ответ: схема 2

XIII. В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имён и фамилий деятелей по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворяющих собой то или иное общественное явление. Перед вами четыре таких термина.

Укажите:
1) Краткое определение термина
2) Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он является и по каким причинам термин образован от данной фамилии.

а) Эпикуреец-
б) Цезиризм-
в) Карамазовщина-
2 Гандизм –

Ответ: А) Эпикуреец.
1) Человек, который, не задумываясь, отдаёт предпочтение материальным радостям жизни.
2) Эпикур ( IV-III вв. до н.э.)- древнегреческий философ- моралист эпохи эллинизма. Считал главной целью философии- обеспечение безмятежности духа, истинной природой человека-способность к ощущениям. Ложно истолковывая идеи Эпикура , сторонники чувственных удовольствий, объявляли себя его последователями.
Б) Цезыризм.
1) Политический режим во главе с наследственным монархом, пришедшим к власти как узурпатор.
2) Юлий Цезарь ( I в. до н.э.)-римский полководец и государственный деятель, сосредоточивший в своих руках верховную власть в полном объёме, стал пожизненным диктатором, сохранив для вида старые республиканские учреждения.
В) Карамазовщина.
1) Крайняя степень моральной безответственности , сопровождающаяся безудержными страстями и постоянными колебаниями от нравственных падений к возвышенным душевным порывам.
2) Карамазовы-герои романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», в поведении которых ярко проявились черты аморализма и высокой нравственности
Г) Гандизм.
1)Социально-политическое и религиозно- философское учение и концепция ненасильственного общества и вовлечения в мирную борьбу с угнетением широких народных масс.
2) М.Ганди (1869-1948) один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины , названной его именем.

XIV. Замените выделенный фрагмент текста обществоведческим термином.

1) «Ни одно из известных сегодня обществ не было застывшим, в них всегда происходили изменения, в процессе которых поколение тех или иных социальных систем последовательно подчинённых элементов, расположенных от низшего к высшему, ставилось под сомнение.
2. «Валовой внутренний продукт складывается из суммы трёх групп расходов: личных, потребительских, валовых вложений капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты.
3. « В Бельгии в конце XIX в. обладатели крупной недвижимости и те, кто имел высшее образование, получали дополнительный голос. В Великобритании до 1948 г. такое же право предоставлялось крупным работникам, занятым професситональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия , фирмы, учреждения, и лицам с высшим образованием».

Ответ: 1) Иерархия 2) Инвестиции 3) Менеджеры

XV. Назовите любые три черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общества.

Ответ: Могут быть названы такие черты сходства:
1) высокий уровень развития промышленного производства;
2) развитие техники и технологий;
3) внедрение научных достижений в производственную сферу;
4)ценность личностных качеств человека, его прав и свобод.
Могут быть названы другие черты сходства

XVI. К характеристикам личности учёные относят отношения человека с окружающими людьми. Раскройте различные проявления этих отношений с помощью трёх примеров из жизни вашего ровесника. В каждом случае сначала укажите вид отношений, а затем приведите пример.

Ответ: В ответе могут быть приведены примеры, раскрывающие различные проявления отношений:
1) Неформальные отношения в семье (забота о младшем брате, помощь родителям, проявление уважения и внимания к бабушке и др.)
2)Формальные отношения в школе ( отношения в классном коллективе с организаторами- старостой, членами совета школы; деловые отношения с учителями и др. )
3) Неформальные приятельские отношения со сверстниками (отношения с приятелями во дворе, совместные занятия любимым делом и др.
Могут быть приведены другие примеры.

XVII. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

1) Столкновение противоположных интересов , взглядов, стремлений, серьёзное разногласие , острый спор, приводящей к борьбе.
2)Способность к творчеству , к созиданию чего-либо нового.
3)Состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением человека.
4) Направление в философии, признающее истиной лишь то, что даёт практически полезные результаты.
5) Нигилистическое отношение к достоянию общечеловеческой культуры, особенно к морали, идее достоинства человека.
6) Нелюбовь к людям , отчуждение от них, человеконенавистничество.
7) В этике Канта безусловное повеление нравственного долга
8) Враг общественного, культурного, научного прогресса
9) Вызывающее поведение ; скандальная выходка, с целью вызвать общественное удивление
10) Стремление к противодействию всякому внешнему влиянию
11) Безразличное, безучастное отношение к окружающему;
состояние при котором снижены или полностью утрачены внутренние побуждения , интересы, эмоциональные реакции.

кроссворд 11

Ответ: Кроссворд:
1) конфликт
2) креативность
3) инфантилизм
4) прагматизм
5) цинизм
6) мизантропия
7) императив
8) ретроград
9) эпатаж
10) негативизм
11) апатия

18. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. Философия- « Наука- сила: она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия» ( А.И Герцен);
2. Социальная психология-« С позиций гуманизма успех-это не просто продукт социальных обстоятельств, а свободное существо, субъект деятельности, познания и творчества». ( А. Радугин)
3. Экономика-« Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора» (Ф.Хайек)
4. Социология –«Свобода –есть право на неравенство» ( Н.Н. Бердяев)
5. Политология — «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого». (Б.Чичерин)
6. Правоведение –«Наказание не может быть вечным , но вина пребывает вовек» (изречение из римского права)

Критерии оценивания ответа на эссе. 1) Раскрытие смысла высказывания.
а) Смысл высказывания раскрыт или содержание ответа даёт представление о его понимании.
б) Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не говорит о его понимании.
2) Представление и пояснение собственной позиции
а) Представлена и пояснена собственная позиция.
б) Собственная позиция не представлена.
3) Характер и уровень приводимых суждений и аргументов.
а) Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.
б) Раскрытие аспектов приведены без использования фактического материала.
в) Перечислены несколько аспектов проблемы ( темы) без аргументации.
г) Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *