Задания по обществознанию 11 класс

1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

А) Уголовный кодекс, постановление Правительства РФ, устав школы
Б) Капитал, труд, информация
В) Иудаизм, сикхизм, синтоизм

Ответ: А) нормативно-правовые акты
Б) Факторы производства
В) Национальные религии

2. Заполните пропуск в ряду и напишите, что объединяет каждый из рядов.

А) Республика, край, область, … , автономная область, автономный округ
Б) Франция, КНР, … , США, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
В) 1918, 1925, 1937, 1978, …

Ответ: А) город федерального подчинения и все вместе субъекты РФ
Б) Россия и все вместе постоянные члены Совета Безопасности ООН
В) 1993 и все вместе годы принятия Конституций Российской Федерации

 

3. Что является ЛИШНИМ в ряду? Укажите лишнее и ОБЪЯСНИТЕ, почему вы так решили.

А) Нормативность, общеобязательность, формальная определённость, подкрепленность мистическим опытом
Б) Физиократия, меркантилизм, томизм, кейнсианство
В) Федеральное собрание РФ, Кнессет, Бундестаг, Высший народный комитет Ливии

Ответ: А) подкрепленность мистическим опытом. Все остальное признаки права
Б) томизм. Все остальное экономические теории и учения.
В) Высший народный комитет Ливии. Все остальное законодательные, а не исполнительные, органы власти.

 

4. Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.

А) «Высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу» В.И. Ленин
Б) «Право делать всё то и заниматься всем тем, что не вредит другому. Границы, в пределах которых каждый может двигаться без вреда для других, определяются законом, подобно тому, как граница двух полей определяется межевым столбом» Н.М. Коркунов
В) «Способ развязывания зубами политического узла, который не поддаётся языку» Амброз Бирс

Ответ: А) Коммунизм Б) Свобода В) Война

 

5. Соотнесите виды санкций с соответствующими примерами:

А) формальные позитивные санкции;
Б) формальные негативные санкции;
В) неформальные позитивные санкции;
Г) неформальные негативные санкции.

1) государственные премии и стипендии;
2) дружеская похвала, улыбка;
3) лишение гражданских прав, штраф;
4) клевета, жалоба.

Ответ: А – 1, Б – 3, В – 2, Г – 4.

 

6. Запишите пропущенные в схеме понятия:

10

Ответ: Следует указать связующую часть схемы – формы права и две из пропущенных форм права – прецеденты и правовые договоры.

 

7. Какие из перечисленных действий являются админист­ративным правонарушением (А), а какие – преступлением (П)?

А) нецензурная брань;
Б) изнасилование;
В) рисование на стенах;
Г) нарушение правил пожарной безопасности;
Д) кража личного имущества граждан;
Е) уклонение от уплаты налогов.

Ответ: А: а, в, г; П: б, д, е.

 

8. В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имён и фамилий деятелей по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворяющих собой то или иное общественное явление. Перед вами три таких термина.

Укажите:
1) Краткое определение термина
2) Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он является и по каким причинам термин образован от данной фамилии.

А) Шовинизм
Б) Тэтчеризм
В) Рейганомика

Ответ: А) Шовинизм — Шовини́зм (фр. chauvinisme) — идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования «права» на дискриминацию и угнетение других народов. Практическую реализацию идей шовинизма часто называют фашизмом (ненависть шовинистов распространяется с представителей какой-то одной угнетаемой ими нации на всех людей иных национальностей). Шовинизм (фр. chauvinisme), происходит от имени Николя Шовена (фр. Nicolas Chauvin) — полумифического солдата Наполеона Бонапарта. Предположительно принимал участие во французской революции и наполеоновских войнах (1799—1815). Несмотря на непопулярность бонапартизма в период Бурбонской реставрации после 1815 года, Шовен, как повествуется, был ярым сторонником Наполеона, нося в лацкане фиалку, что являлось знаком преданности его свергнутому императору. Согласно мифу, Шовен оставался фанатично верным, несмотря на бедность, нетрудоспособность и оскорбления. Он боготворил императора, считал его во всём правым и был готов воевать со всем миром на его стороне.
Б) Тэтчеризм — политика консервативного правительства Великобритании под руководством Маргарет Тэтчер (1979—1990), сопровождавшаяся приватизацией ранее национализированных предприятий и отраслей экономики, монетаризмом в финансово-экономической сфере, сворачиванием социальных программ, коммерциализацией социальных сфер образования и здравоохранения. Политика тэтчеризма тесно связана с социально-экономическими понятиями и категориями неолиберализма и «шоковой терапии».
В) Рейганомика — курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил Республиканской партии, подъёмом так называемой неоконсервативной волны во многихразвитых странах Запада. Теоретической основой рейганомики служила экономическая теория предложения. Практическим выводом из неё явился перенос акцентов с регулирования спроса на товары и услуги на стимулирование их производства. Необходимость дать простор инвестиционным и инновационным процессам, снижению издержек, увеличению сбережений и накопления частного капитала потребовала крупных налоговых реформ.

 

9. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Во-первых, это насильственное изменение существу­ющего политического режима (1), основ его легитимности (2) и его символики (3). Во-вторых, замена неспособной политической элиты (4) или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, изменения, которые направ­лены на модернизацию (5) большинства аспектов социаль­ной жизни, на экономическое развитие и индустриализа­цию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный раз­рыв с прошлым. В-пятых, изменения в нравственности и воспитании (6), что создает или порождает нового чело­века».
(Ш. Эйзенштадт, американский обществовед)
А) Дайте определение всем подчеркнутым и пронуме­рованным терминам.
Б) В результате какого социально-исторического про­цесса происходят данные изменения в обществе?

Ответ: А) 1) Политический режим – система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе; 2) Легитимность – общественное признание населением страны законности действующих институтов государственной власти; 3) Символика – выражение идей, понятий, действий с помощью условных знаков или предметов (символов); 4) Политическая элита – избранная часть общества, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики; 5) Модернизация – общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся индустриально развитыми (возможно использование иных определений); 6) Воспитание – процесс целенаправленного систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями.
Б) Революция

 

10. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания
слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Запишите ПОРЯДКОВЫЕ НОМЕРА выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

«В гражданские __________________(1) могут вступать как отдельные граждане, так и коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками: организации, именуемые ________________(2), а также особые субъекты гражданского права — государственные и муниципальные образования. Содержание __________________(3) граждан (физических лиц) законодатель определяет в Гражданском Кодексе как совокупность прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским __________________(4): иметь имущество по __________________(5); наследовать и завещать его; заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом; создавать юридические лица; совершать сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права автора. Если правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами с момента рождения до смерти, то __________________(6) возникает с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме — с совершеннолетия, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости».

А) законодательство
Б) правоотношения
В) правоспособность
Г) дееспособность
Д) юридические лица
Е) равенство сторон
Ж) правительство
З) право собственности
И) деликт

Ответ: 1 – Б, 2 – Д, 3 – В, 4 – А, 5 — З, 6 — Г

 

11. Проанализируйте с точки зрения норм права, следующие ситуации.

А) Иван, 16 лет, работающий учеником на шинном заводе, на первую зарплату купил роликовые коньки. Отец потребовал от продавца магазина в присутствии сына вернуть уплаченные деньги, поскольку сын совершил ее без разрешения родителей. Продавец отказался, заявив, что он поинтересовался, откуда у мальчика деньги. Когда тот заявил, что деньги он заработал, продавец продал ему товар.
Правомерны ли требования отца Виктора? Правомерны ли действия продавца?
Б) Некий гражданин нашел на дороге сотовый телефон. Как и следовало сделать по закону он заявил об этом в полицию. Телефон он бережно хранил у себя и не пользовался им. Хозяин телефона объявился через 8 месяцев и потребовал отдать ему телефон.
Законны ли эти требования?

Ответ: А) ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ, Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.
Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.
2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.
По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.
3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.
4. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с пунктом 2 статьи 1 или со статьей 27 настоящего Кодекса.

Т.е. требования отца Ивана неправомерны. Действия продавца правомерны, за исключением того, что доказательств законного заработка он не потребовал. Но это и не требуется при совершении подобного рода сделки.

Б) Он не имеет право требовать возврата после 8 месяцев хранения. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227 ГК РФ) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее. Следовательно хозяин может только попросить о возвращении вещи, и если нашедший захочет, то он отдаст телефон.

 

12. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков, дайте полное определение терминов.

..д..ол..гия — система концептуально оформленных взглядов и идей.
Пр..л..тар..ат – социальный класс.
Л..г..т..мн..сть — согласие народа с властью.
Т….кр..т..я —  политическая система.
Пр..в..т..з..ц..я — форма преобразования собственности.

Ответ: Идеология — система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии).
Пролетариат – социальный класс производителей прибавочного продукта, не обладающий правом собственности на средства производства, для которого основным источником средств для жизни является продажа собственно рабочей силы.
Легитимность — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения.
Теократия —  политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.
Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

 

13. В предлагаемом ниже тексте даны названия и особенности трех главнейших экономических учений ХХ века. Напишите имена их главных теоретиков и названия их

Это направление экономической теории возникло в 30-е гг. XX столетия, в период Великой депрессии. Более точное название институционализма – институционально-социологическая школа. Особенностью институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт». В рамках этого направления разрабатываются концепции современной экономической системы как «постиндустриального», «информационного» общества. В современной рыночной экономике, «новом индустриальном обществе», по терминологии представителя этого направления, господствуют крупные корпорации, выпускающие сложную технику. А в корпорациях реальной властью обладают не собственники, а «техноструктура». Техноструктура – это слой специалистов по технологии, управлению, финансам, ученые, конструкторы.
Главное произведение основоположника данного направления экономической теории «Общая теория занятости, процента и денег» впервые было издано в 1936 г. Важнейшей особенностью направления как экономической школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному фактору, количеству денег в обращении. Их лозунг: «Деньги имеют значение» («Money matters»). По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода. Влияние монетаризма в мире усилилось в 70-е — 80-е гг., когда главными проблемами экономики стали инфляция и дефицит бюджета. Возникновение этих проблем сторонники этого направления связывают с теорией и практикой кейнсианства, с государственным регулированием экономики.
Одна из важнейших работ современного представителя направления, возникшего еще на рубеже XIX-XX вв., – это «Новое индустриальное общество» (1961). Главный идеолог учения, возникшего в США и распространившегося в 50-60-е гг. XX в., свои экономические взгляды изложил в нескольких работах, наиболее известной из которых является «Капитализм и свобода» (1962).  Рыночная экономика не может быть саморегулируемой, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Начиная с конца 30-х гг. и до середины 70-х XX века, это направление было господствующим как в теории, так и в экономической политике развитых стран Запада.

 

14. Из предложенных слов образуйте понятия, наименования и составьте из них схему, отражающую конституционное устройство России. При составлении терминов и наименований одно и то же слово может быть использовано несколько раз. Слова также могут изменяться по родам, падежам и числам.

Власть, верховный, правительство, суд, высший, конституционный, законодательная, арбитражный, органы, собрание, совет, государственный, исполнительная, федерация, РФ, судебная, дума, федеральное.

 

15. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

1) совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.
2) образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
3) Процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним.
4) вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов.
5)  религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанное на вере во многих богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.
6) понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии — обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.
7) особый институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общих групп, классов.
8) Направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.
9) Идеология допустимости использования крайних мер, экстремумов социального поведения, для получения желаемого эффекта
10) основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

11

 

16. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свою точку зрения на данную проблему. Выполняя задание, аргументируйте выводы, используйте соответствующие понятия из обществоведческого курса, знания, полученные при изучении обществознания, жизненный опыт, факты общественной жизни. Сделайте вывод.

Философия

«Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими всё: цифрой, буквой, нотой. Знать, думать, мечтать. Всё в этом» Виктор Гюго

Социальная психология

«Человек может найти смысл в жизни, только посвятив себя обществу». Альберт Эйнштейн

Экономика

«Деньги – одно из величайших орудий обретения свободы, придуманных человеком». Фридрих фон Хайек

Социология

«Если бы не существовало таких точек, в которых сходились бы интересы всех, не могло бы быть и речи о каком бы то ни было обществе». Жан-Жак Руссо

Политология

«Война есть продолжение политики другими средствами». Карл фон Клаузевиц

Правоведение

«Судьи должны помнить, что их дело — истолковать закон, а не даровать его». Фрэнсис Бэкон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *