Задания по русскому языку для 10 класса

I тур

1. В каком топониме все согласные звуки обозначены соответствующими по звонкости/глухости буквами?

Страсбург, Гладбах, Котбус, Брисбен, Висбаден.

Ответ: Гладбах. В остальных словах перед «б»/б/ произносятся звонкие звуки, обозначенные глухими согласными буквами.

2. На 3 – 4 примерах докажите, что некоторые иностранные слова, вошедшие в русский язык недавно, можно без ущерба для смысла заменить русскими по происхождению словами.

Ответ: При оценивании нужно учитывать обоснованность ответов, доказательность, лингвистический кругозор.

3. Образуйте формы именительного падежа множественного числа: брелок, учитель (наставник), образ (икона), орден (организация, община), пропуск (на работу). Существуют ли другие формы множественного числа у этих слов? Дайте комментарий.

Ответ: Брелоки, учители, образа, ордены, пропуска.

4. Существуют сходные по смыслу выражения: «власти пр…держащие» и «власть имущие». Почему в выражении «власти пр…держащие» склоняются оба слова (властей пр…держащих, о властях пр…держащих и т.д.), а в выражении «власть имущие» изменяется только вторая часть? Какое значение имеет слово «пр…держащие»?

Ответ: В 1 выражении главное слово в словосочетании – власти, склоняются оба слова в словосочетании, способ связи – согласование, а во 2 выражении главное слово – имущие, способ подчинительной связи — управление. Предержащие – высшие, верховные.

5. Выделите в словах морфему, в которой есть звук [й`]: медвежий, глоссарий, дельфинарий, гербарий, семейный, двурогий, присутствующий, взморье, междуречье, катайте.

Ответ: Медвежий- суффикс –ий-; глоссарий – в составе корня глоссарий; дельфинарий- суффикс -арий-; гербарий- в составе корня гербарий; семейный- в составе корня семей- ; двурогий- окончание –ий; присутствующий — окончание –ий; взморье — суффикс звук [й`]; междуречье- суффикс звук [й`]; катайте- суффикс Й.

6. Что мог означать первоначально глагол витать (ср. выражение витать в облаках)?

Ответ: «Жить», что видно по однокоренному глаголу «обитать». Отметим, что часто выражение «витать в облаках» понимается многими неправильно: ученик считает, что изменение претерпело существительное, реконструирует сочетание «витать в обволоках» и неправильно объясняет значение выражения.

7. Установите соответствие между латинскими изречениями (выражениями) и их русским переводом.

1. De nihilo nigil
2. Alter ego.
3. Lapsus linguae.
4. Repetitio est mater studiorum.
5. Modus vivendi
6. Perpetuum mobilr
7. Natura abhorret vacuum.

A. Природа не терпит пустоты.
B. Образ жизни
C. Повторение – мать учения.
D. Другой я.
E. Из ничего – ничто.
F. Оговорка, ошибка в речи.
G. Вечный двигатель

Ответ: 1 – E. 2 – D. 3 – F. 4 – C. 5 – B. 6 – G. 7 – A.

8. Определите, в каких предложениях говорится о реальных действиях. Какими средствами в русском языке обозначаются нереальные действия?

А) Если бы ночью светило солнце, а зимой распускались цветы…
Б) Поезд будет останавливаться.
В) Не могли бы вы написать мне на память сонет?
Г) Вы сделали уроки?
Д) Встать!

Ответ: В предложениях б, г), д). Нереальное действие обозначается глаголами условного и повелительного наклонений. Используется также частица бы.

9. В значении какой степени сравнения употреблены выделенные прилагательные в произведениях русской литературы? Сформулируйте получившиеся в примерах значения выделенных слов. Приведите примеры употребления старых форм степеней сравнения в современном русском языке.

«…зашел с чувством нежнейшим прежнего» (Л. Толстой); «…еще нежнейшая и сильнейшая любовь, чем прежде» (Л. Толстой); «…огромнейший первого камень» (В. Жуковский)

Ответ: В истории языка постепенно полные формы сравнительной степени приобретают значение превосходной степени: новейший, добрейший. Но еще в литературном языке 19 в. эти формы употреблялись в значении сравнительной степени: “…зашел с чувством нежнейшим прежнего” (Л. Толстой); “…еще нежнейшая и сильнейшая любовь, чем прежде” (Л. Толстой); “…огромнейший первого камень” (Жуковский) и пр. Надо запомнить, что древнее значение сравнительной степени сохранилось в СРЯ в прилагательных: больший, меньший, которые употребляются только в сравнительной степени. Что касается прилагательных лучший, худший, то они могут употребляться и как сравнительная степень, и как превосходная.

10. В каком из выделенных слов приставка С- закономерна? Укажите другие варианты употребления данных слов.

1) Кузнец и его сподручный.
2) Сподвигнуть друзей на путешествие.
3) Сподвижники полководца.
4) Сплетничать обо всех сподряд.
5) Поглядывать сыскоса.

Ответ: Сподвижники. В остальных случаях следовало бы употребить слова: подручный, подвигнуть, подряд, искоса.

11. Определите экспрессивную функцию использованных в данных примерах синтаксических конструкций.

1) Догорает в руке моей тонкая жизни свеча. (К. Скворцов).
2) Вода живая ключевая была как детская слеза (Л. Татьяничева).
3) Слово сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию.
4) Давай, поэт, взорим, споем у мира в сером хламе! Ты будешь солнце лить свое, а я – свое – стихами! (В. Маяковский)

Ответ: Догорает в руке моей тонкая жизни свеча. (К. Скворцов). – инверсия. 2) Вода живая ключевая была как детская слеза (Л. Татьяничева) – сравнение.. 3) Слово сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию. – ряд однородных членов, парцелляция. 4) Давай, поэт, взорим, споем у мира в сером хламе! Ты будешь солнце лить свое, а я – свое – стихами! (В. Маяковский) – восклицательные предложения, синтаксический параллелизм.

II этап

Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 1 стр.)

Кому из литературных героев присуще данное качество?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *