Задания по русскому языку 8 класс

1. Прочтите слово приезд.

Задание. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик да старуха.

Ответ: В данном задании надо проанализировать именно произнесение приведенных слов.
Произнесение слова ПРИЕЗД можно разбить на элементы:
1) твёрдый глухой [п]
2) мягкий звук [р’]
3) гласный звук [и]
4) согласный звук [й]
5) гласный звук [э]
6) твёрдый глухой [с]
7) твёрдый глухой [т]
Запись произнесения предложенной фразы [ жыл’и-был’и стар’ик да старуха], где звук [п] не встречается ни разу, мягкий [р’] – 1 раз, гласный [и] – 3 раза, согласный [й] – 1 раз, гласный [э] – ни разу, твёрдый глухой [с] – 3 раза, твёрдый глухой [т] – 2 раза.

2. Какая буква была исключена из русского алфавита в 1917 – 18 гг.: ять, ер, еры, ерь, и («и восьмиричное»)?

Ответ: Исключена буква «ять»

3. В каком случае лексическая ошибка обусловлена смешением неоднокоренных синонимов?

1) Бройлеры обеспечивают дом горячей водой.
2) У телепередачи довольно крупная зрительская аудитория.
3) Гости дружно поднимали тосты.
4) Крестьяне верят в религию.
5) Я делюсь секретами только с самыми ближними подругами.

Ответ: Смешение неоднокоренных синонимов «крупный» и «большой». В остальных случаях имеет место смешение парономазов (бройлеры – бойлеры), квазисинонимов (тосты – бокалы, религия – Бог), паронимов (ближний – близкий).

4. В каком предложении отсутствуют фразеологические аллюзии, то есть не содержится намёка на какой-либо языковой фразеологизм? В остальных укажите эквивалент фразеологизма.

1) Кто все дела, все речи мерит Услужливо на наш аршин? (А. Пушкин).
2) Не все пути ведут из Рима (Н. Глазков).
3) Она пришла и опьянила томящим запахом духов (А. Блок).
4) Новый справочник – помесь блина и ласточки (из газет).
5) У семи хозяев дом без воды (из интернета).

Ответ: Она пришла и опьянила томящим запахом духов (А. Блок). В остальных предложениях «растворены» следующие фразеологизмы: мерить на свой аршин; все пути ведут в Рим; первый блин комом и первая ласточка; у семи нянек дитя без глазу.

5. Какое наречие исторически восходит не к имени существительному: вдребезги, вкось, вкратце, впотьмах, второпях? Укажите производящие основы других слов.

Ответ: Вкратце (из предлога и прилагательного «кратькъ»). Производящие основы других слов: дребезг – «осколок», кось – «кривизна», тьма, торопь – «спешка».

6. По-турецки «баш» — значит «голова», «башлар» — «головы», «башлылар» — «головастые». Как по-турецки сказать «головастый»?

Ответ: Башлы.

7. В слове сердце — ц — когда-то было суффиксом. Подтвердите это, не выходя за пределы современного русского языка.

Ответ: В слове сердце был когда-то суффикс — ц — , это подтверждается следующем: корень серд- встречается в некоторых словах и без ц (милосердие, сердобольный, сердиться); исторически суффикс –ц- присутствует и в других русских словах: солнце, полотенце, крыльцо, яйцо

8. В каком словосочетании правильно образована падежная форма существительного «дитя»?

1) Любовь матери и дитя.
2) Любовь к позднему дитя.
3) Радоваться новорождённому дитяти.
4) Закон 1992 года был дитем переходного периода.
5) Вашего дитяти обуяла жажда.

Ответ: Радоваться новорождённому дитяти. Формы им. и вин. п. – дитя; формы род., дат. и пр.п. – дитяти; форма тв.п. – дитятей (дитятею).

9. Одно из стихотворений Афанасия Фета начинается такой строфой:

Полуночные образы стонут,
Как больной в утомительном сне,
И всплывают, и стонут,и тонут,
Но о чем это стонут оне?

Задание. Что за словоформа оне? И правильно ли она употреблена поэтом?

Ответ: Оне – это старая форма личного местоимения 3-го лица женского рода во множественном числе. В допушкинскую эпоху оне следовало говорить о лицах женского пола или же о предметах, называемых сущ. женского рода. В XIX веке это слово выходит из употребления и в 3-м лице мн.числа для всех родов начинается употребляться словоформа они. Форма оне сохраняется только в поэтических текстах, но у А.Фета она употреблена неправильно – по отношению к сущ. муж. рода образ.

10. Сколько предложений с деепричастным оборотом не нуждается в корректировке? Исправьте оставшиеся предложения.

1) Побывав на августовском совещании, складывается впечатление о неготовности школ к учебному году.
2) Выписавшись из больницы, первое время важно соблюдать рекомендации врача.
3) Всё делалось в кратчайшие сроки, порой опережая проект.
4) Не успев приехать в Самарскую область, разнесся слух, что туда сенатор приезжает специально.
5) Отъехав с полверсты, мне стало холодно ногам.

Ответ: Исправление ошибок: у побывавшего на августовском совещании складывается впечатление; выписавшемуся из больницы важно соблюдать рекомендации врача; всё делалось в кратчайшие сроки, порой с опережением проекта; не успел сенатор приехать в Самарскую область, как разнёсся слух, что он приезжает туда специально; когда отъехали с полверсты, стало холодно моим ногам.

11. В числе книг, которые М.В. Ломоносов назвал «вратами своей учёности», была и «Грамматика» 1619 года. Кто автор этого труда?

1) Феофан Прокопович
2) Симеон Полоцкий
3) Мелетий Смотрицкий
4) Протопоп Аввакум
5) Александр Сумароков

Ответ: Мелетий Смотрицкий

12. Найдите орфографические ошибки в выделенных словах текста и исправьте их.

В гостиницах во время гастролей бессонница мучает меня так, что приходится апеллировать к врачам. Но лучше всех мне помогает мой импрессарио.
Преодолевая мою утреннюю апатию, этот вечный труженник ведёт меня в картинную галерею посмотреть ассимметричные портреты кубистов или выставку знаменитого карикатуриста. За обедом благодаря ему я слушаю баркоролу и другие любимые музыкальные пьесы. Он же заботится об акустике и вентиляции арендуемых залов. Концерты нашего мюзик-хола проходят с аншлагом.

Ответ: Импресарио, труженик, ассиметричные, баркарола, мюзик-холл.

13. Сочините лингвистическую миниатюру-шутку (в свободной форме) на одну из приведённых тем:

1) «Слова-друзья и слова-враги»;
2) «Как правда превратилась в неправду»;
3) «Как слово встретило своего двойника»

Объём работы 0,5 – 1 стр.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *