Литература. 10 класс

Тур I. Комплексный анализ художественного текста.

Николай Владимирович Станкевич

ТРИ ХУДОЖНИКА

Три художника, три брата работали вместе. Безмолвно каждый в своем углу покушался дать плоть прекрасному, мгновению своей жизни. Но у всех творило одно могучее чувство, одна мысль облекалась в красоту, один дух парил над тремя избранными. Лучи заходящего солнца проникали в комнату… Вдруг струна задрожала под перстами одного из художников: чудные, томящие звуки возникли… и, умирая, просили ответа; отрадно отозвались им другие, – и вся тоска души, и вся сладость жизни сказались в страстной песне. Звуки затихли, мешаясь с вечерним благовестом, и братья бросились обнимать друг друга. «Тайна души моей тебе знакома»,– сказал один. «Посмотри: когда бы ты мог узнать песнь твою в этой картине!»
Окрашенные розовым сиянием неба, струятся воды, за рекой высится гора, на ней хижины, и крест божией церкви ярко сияет в лучах заходящего солнца… даль синеет, чуть видно одинокое существо… не различишь лица его: оно слилось с вечерним туманом.
И картина полна была мыслью, полотно дышало чувством.
Молча, со слезами на глазах, подал третий брат руки живописцу и музыканту. Они его разгадывали. Он боялся орудием нужды людской, словом, возмутить очаровательную сферу образов и звуков: они его разгадали! Задумчиво смотря на свою картину, художник говорил о неясных мечтаниях души, о счастии любви и дружбы, о вечной красоте матери-природы (слово прекрасно, когда его произносит дружба, когда в нем дышит любовь, когда оно облекает могучую мысль человека) – он умолк… Задумчиво коснулся струн своих другой брат: звуки его проясняли темную даль, разгадывали тайные образы, глубоким чувством проницали картину.
И разрешились уста третьего брата: речь его досказала песнь, дорисовала картину, дала звуку образ и образу движение – и три жизни слились в жизнь одну, три искусства – в красоту. Сладко текли слезы братьев! И кто-то незримый был посреди их.

1833

  1. Как решается в рассказе Н.В.Станкевича «Три художника» проблема творчества?
  2. Какова роль композиции рассказа в понимании его смысла?
  3. Какие изобразительно-выразительные средства помогают читателю понять авторский замысел?
  4. Есть ли в рассказе связь с фольклором? Обоснуйте свою точку зрения.

Тур II. Сопоставительный анализ лирических произведений.

Сопоставьте стихотворение А.А.Фета «Ф.И.Тютчеву» («Мой обожаемый поэт…») со стихотворением Ф.И.Тютчева «А.Фету» («Тебе сердечный мой поклон…»). Какими настроениями они проникнуты? Что сближает этих поэтов и их стихи?

А.А.ФЕТ Ф. И. ТЮТЧЕВУ

Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и с поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.

Давно мечты твоей полет
Меня увлек волшебной силой,
Давно в груди моей живет
Твое чело, твой облик милый.

Твоей камене — повторять
Прося стихи — я докучаю,
А все заветную тетрадь
Из жадных рук не выпускаю.

Поклонник вечной красоты,
Давно смиренный пред судьбою,
Я одного прошу — чтоб ты
Во всех был видах предо мною.

Вот почему спешу, поэт,
К тебе я с просьбой и поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.

1862

Ф. И. ТЮТЧЕВ. А. А. ФЕТУ

<1>

Тебе сердечный мой поклон
И мой, каков ни есть, портрет,
И пусть, сочувственный поэт,
Тебе хоть молча скажет он,
Как дорог был мне твой привет,
Как им в душе я умилен.

 

<2>

Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой, –
Они им чуют-слышат воды
И в темной глубине земной…

Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел –
Не раз под оболочкой зримой
Ты самое ее узрел…

14 апреля 1862

 

Тур III. История и теория литературы

1. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов и жанровую принадлежность произведения.
а) …Он неподвижно стоял перед нею и уже готов был так же простодушно позабыться, как позабылся прежде. Но красавица наскучила таким долгим молчанием и значительно улыбнулась, глядя ему прямо в глаза. Но эта улыбка была исполнена какой-то жалкой наглости; она так была странна и так же шла к ее лицу, как идет выражение набожности роже взяточника или бухгалтерская книга поэту. Он содрогнулся. Она раскрыла свои хорошенькие уста и стала говорить что-то, но все это было так глупо, так пошло… Как будто вместе с непорочностию оставляет и ум человека. Он уже ничего не хотел слышать. Он был чрезвычайно смешон и прост, как дитя. Вместо того чтобы воспользоваться такою благосклонностью, вместо того чтобы обрадоваться такому случаю, какому, без сомнения, обрадовался бы на его месте всякий другой, он бросился со всех ног, как дикая коза, и выбежал на улицу…

б) …«Жалею,— сказал он,— что пистолет заряжен не черешневыми косточками… пуля тяжела. Мне всё кажется, что у нас не дуэль, а убийство: я не привык целить в безоружного. Начнем сызнова; кинем жребий, кому стрелять первому». Голова моя шла кругом… Кажется, я не соглашался… Наконец мы зарядили еще пистолет; свернули два билета; он положил их в фуражку, некогда мною простреленную; я вынул опять первый нумер. «Ты, граф, дьявольски счастлив»,—сказал он с усмешкою, которой никогда не забуду. Не понимаю, что со мною было и каким образом мог он меня к тому принудить… но — я выстрелил, и попал вот в эту картину. (Граф указывал пальцем на простреленную картину; лицо его горело как огонь; графиня была бледнее своего платка: я не мог воздержаться от восклицания.)…

в) … Гаврила вздрогнул… Это вышло так быстро. Он почувствовал, как с него сваливается, сползает та проклятая тяжесть и страх, который он чувствовал при этом усатом, худом воре… Бежать теперь!.. И он, свободно вздохнув, оглянулся кругом. Слева возвышался черный корпус без мачт, — какой-то огромный гроб, безлюдный и пустой… Каждый удар волны в его бока родил в нем глухое, гулкое эхо, похожее на тяжелый вздох. Справа над водой тянулась сырая каменная стена мола, как холодная, тяжелая змея. Сзади виднелись тоже какие-то черные остовы, а спереди, в отверстие между стеной и бортом этого гроба, видно было море, молчаливое, пустынное, с черными над ним тучами. Они медленно двигались, огромные, тяжелые, источая из тьмы ужас и готовые раздавить человека тяжестью своей. Все было холодно, черно, зловеще. Гавриле стало страшно…

г) И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
д) «Что? Ивик!..» Все поколебалось —
И имя Ивика помчалось
Из уст в уста… шумит народ,
Как бурная пучина вод.
«Наш добрый Ивик! наш сраженный
Врагом незнаемым поэт!..
Что, что в сем слове сокровенно?
И что сих журавлей полет?»
2. Назовите имена и отчества персонажей пьес А.Н.Островского «Гроза» и «Бесприданница»:

a) Дикой
b) Кабанова
c) Кабанов
d) племянник Дикого
e) Огудалова (мать)
f) Кнуров
g) Вожеватов
h) Карандышев
i) Паратов
j) Огудалова (дочь)

 

3. Опишите музейную экспозицию, представляющую собой кабинет или библиотеку Евгения Онегина или квартиру Ильи Ильича Обломова в Гороховой улице (по выбору).

 

Ответы: 

Тур I. Комплексный анализ художественного текста.
При оценке работы учитываются:

  • глубина постижения текста (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя)
  • знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его;
  • умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства;
  • язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).

Тур II. Сопоставительный анализ лирических произведений.
При оценке работы учитываются:

  • глубина и самостоятельность понимания произведений
  • Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие)
  • Восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства

 

Тур III. История и теория литературы

 

1. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов и жанровую принадлежность произведения.

 

а) Н.В.Гоголь «Невский проспект», повесть.
б) А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Выстрел».
в) М.Горький «Челкаш», рассказ.
г) М.Ю.Лермонтов «Дума».
д) В.А.Жуковский «Ивиковы журавли», баллада.

 

2. Назовите имена и отчества персонажей пьес А.Н.Островского «Гроза» и «Бесприданница»:

 

a) Дикой Савел Прокофьевич
b) Кабанова Марфа Игнатьевна
c) Кабанов Тихон Иваныч
d) племянник Дикого – Борис Григорьевич
e) Огудалова (мать) Харита Игнатьевна
f) Кнуров Мокий Парменыч
g) Вожеватов Василий Данилыч
h) Карандышев Юлий Капитоныч
i) Паратов Сергей Сергеич
j) Огудалова (дочь) Лариса Дмитриевна

 

3. Опишите музейную экспозицию, представляющую собой кабинет или библиотеку Евгения Онегина или квартиру Ильи Ильича Обломова в Гороховой улице (по выбору).

 

При оценке работы учитываются:

  1. Знание фактического материала.
  2. Умение вести тему сочинения, нестандартно мыслить.
  3. Язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *