Олимпиадные задания по биологии для 10-11 классов

1. Редколлегия журнала «Экология» предложила авторам опубликовать свою статью в другом журнале. Выберите название этой «лишней» статьи и аргументируйте свой выбор

1. «Промысел и его влияние на популяцию трески»;
2. «Изучение частот генов в популяции трехточечной божьей коровки»;
3. «Влияние хищников на динамику мышевидных грызунов»;
4. «Кормовые трофические связи домового воробья»

2. Готовясь к выступлению по проблеме происхождения жизни, ученик нашел в источниках информации пять подходов в этом вопросе. Помогите докладчику соотнести эти положения с названиями теорий происхождения жизни на Земле

1. Жизнь сущетвует вечно;
2. Живое возникает самопроизвольно и постоянно;
3. Жизнь возникла биохимическим путем;
4. Зародыши жизни занесены из Вселенной;
5. Живое создано Высшими силами;

А.Самозарождение;
Б. Естественная эволюция;
В. Креационизм;
Г. Перманентность жизни;
Д. Панспермия

3. Задание на установление правильной последовательности биологических явлений. Составьте схему эволюции многоклеточных животных:

1. Рыбы;
2. Птицы;
3. Звери;
4. Амфибии;
5. Моллюски;
6. Рептилии

4. Нередко в природных и техногенных катастрофах люди попадают под завалы и вынуждены находиться в таком состоянии длительное время. Очень часто извлеченные из под завалов люди умирают в первые же часы, даже при отсутствии тяжелых травм. С чем это связано?

5. Гемералопия (неспособность видеть при слабом освещении) вызывается рецессивным геном, локализованным в Х-хромосоме. У здоровых супругов родился ребенок с этой болезнью.

Решите, возможно ли было такое рождение и какова его вероятность?

6. Каковы главные направленния и пути эволюции? Приведите примеры. Правильно ли ставить знак равенства между понятиями «общая дегенерация» и «биологический регресс»? Аргументируйте свой ответ.

Ответы: 
1 «Лишняя» статья под №2. Возможные аргументы: 1)Экология-наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой, следовательно, журнал должен описывать все возможные отношения организмов и их последствия (на эту тему). 2) Во второй статье описываются внутренние механизмы в популяции определенного вида организмов, напрямую не рассматриваемые во взаимной связи с другими предствителями живой природы.

2 Верное соответствие:
1 – Г
2 – А
3 – Б
4 – Д
5 – В

3. Верная последовательность: 514623

4. Возможные варианты ответов:
1) нарушение целостности или клеточной структуры тканей, вследствие чего они не могут выполнять свою работу;
2) происходит отмирание тканей при нарушении кровообращения;
3) накопление продуктов метаболизма, а может и трупных токсинов-почки не справляются с такой нагрузкой;
4) болевой шок, потеря сознания ли психическое расстройство.

5. Ответ: Рождение возможно. 25% (1/4) всех детей могут быть больными; может быть больна половина мальчиков (50%).

6. Главные направления эволюции: биологический прогресс, осуществляется тремя путями (ароморфоз, идеоадаптация, общая дегенерация) и биологический регресс. Признаки биологического прогресса: 1)характеризуется возрастанием приспособленности особей к окружающей среде; 2)повышение численности особей; 3)расширение ареала; 4)увеличивается количество и разнообразие дочерних групп. Признаки биологического регресса (противоположные): 1)уменьшение численности особей; 2)сокращение ареала; 3)уменьшение количества и разнообразия дочерних групп(может привести к вымиранию).
Ароморфоз – усложнение строения и функций организмов, которые ведут к общему повышению организации и жизнеспособности группы в новых условиях обитания.
Идеоадаптация – мелкие приспособления к специфическим условиям среды, полезные в борьбе за существование, но существенно не меняющие уровня организации.
Общая дегенерация – упрощение организма, образа жизни в результате приспособления к более простым условиям существования.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *