Олимпиадные задания по биологии для 9 класса

1. Назовите перечисленные биологические структуры человеческого организма. Найдите в каждом списке один лишний объект. Аргументируйте свой выбор.

А. Гемолимфа, тромбоцит, плазма, лимфоцит.
Б. Рецептор, нервный узел, серое вещетво, нефрон, белое вещество.
В. Дыхательная, половая, образовательная, выделительная, нервная.

2. Выберите верные утверждения. Найдите предложения, в которых допущены ошибки, и объясните их неправомерность.

А. В легких бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево.
Б. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка.
В. Основная масса питательных веществ всасывается в тонком кишечнике.
Г. Щитовидная железа участвует в образовании голоса.
Д. В состав центральной нервной системы включают головной и спинной мозг.
Е. Органические вещества обеспечивают твердость кости.
Ж. Организм человека способен вырабатывать витамин А.

3. Прочитайте текст. Догадайтесь о каких клетках идет речь. Обоснуйте свой ответ.

Когда человек заболевает, то количество данных клеток возрастает. Основная их функция – борьба с чужеродными микроорганизмами. Данные клетки образованы соединительной тканью. Они способны передвигаться внутри организма, образую так называемые «ложноножки».

4. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика. Обозначения в некоторых графак могут повторяться.

Круги кровообращения

Признаки сравнения

Большой круг

Малый круг

Начинается

Заканчивается

В артериях течет кровь

В венах течет кровь

Изменение содержания кислорода в крови (какой становится кровь)

Значение для организма

Словарик: 1.Артериальная. 2. Правое предсердие. 3. Левый желудочек. 4. Артериальная кровь становится венозной. 5. Левое предсердие. 6. Венозная. 7. Снабжение кислордом органов и тканей. 8. Правый желужочек. 9. Обогащение крови кислородом. 10. Венозная кровь становится артериальной.

5. Объясните с научной точки зрения.

В каких органах и тканях организма человека количество каппиляров больше, а в каких – меньше? Почему? Какие структуры тела не имеют кровеносных сосудов?

Ответы: 
1 А. Состав крови. Исключение составляет гемолимфа – жидкость циркулирует в организме многих беспозвоночных животных.
Б. Структуры нервной системы. Исключение составляет нефрон – структурная и функциональная единица почки.
В. Системы органов человека. Исключение составляет образовательная. В организме человека выделяют следующие системы органов: опорно-двигательная, пищеварения, выделения, дыхания, кровообращения, половая, нервная, эндокринная.

2 1. Верные утверждения – А,Б,В,Д.
2. Ошибочные утверждения – Г,Е,Ж. Г: в образовании голоса участвуют голосовые связки. Е: твердость кости обеспечивают минеральные вещества. Ж: организм человека способен вырабатывать витамин Д.

3 1. Лимфоциты – форменные элементы крови, которые формируются из клеток соединительной ткани.
2. Лимфоциты участвуют в имунных реакциях.
3. Особый характер амебоидного движения клеток позволяет им перемещаться в разных направлениях.
(Дано название клеток, их особенность, функция)

4 Круги кровообращения

Признаки сравнения

Большой круг

Малый круг

Начинается

3

8

Заканчивается

2

5

В артериях течет кровь

1

6

В венах течет кровь

6

1

Изменение содержания кислорода в крови (какой становится кровь)

4

10

Значение для организма

7

9

5 1. Основная функция крови – транспортная – снабжение кислородом и питательными веществами органов и тканей. Поэтому плотность капиллярной сети возрастает при активности обменных процессов. Это характерно для сердца, легких, головного мозга и др.
2. Снижение обмена веществ характерно для органов и тканей, содержащих мертвые клетки (костная, хрящевая, жировая клетчатка).
3. Кровеносные сосуды отсутствуют в таких образованиях, как ногти, верхние слои эпидермиса кожи и др.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *