Задания по литературе для 11 класса

Тур I. Сопоставительный анализ лирических произведений.

И.Анненский

«Парки – бабье лепетанье»
Сонет

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

Я ночи знал. Мечта и труд
Их наполняли трепетаньем,—
Туда, к надлунным очертаньям,
Бывало, мысль они зовут.

Томя и нежа ожиданьем,
Они, бывало, промелькнут,
Как цепи розовых минут
Между запиской и свиданьем.

Но мая белого ночей
Давно страницы пожелтели…
Теперь я слышу у постели

Веретено,— и, как ручей,
Задавлен камнями обвала,
Оно уж лепет обрывало…

1904

 

Д.Мережковский

Парки

Будь что будет — все равно.
Парки дряхлые, прядите
Жизни спутанные нити,
Ты шуми, веретено.

Всё наскучило давно
Трем богиням, вещим пряхам:
Было прахом, будет прахом, —
Ты шуми, веретено.

Нити вечные судьбы
Тянут парки из кудели,
Без начала и без цели.
Не склоняют их мольбы,

Не пленяет красота:
Головой они качают,
Правду горькую вещают
Их поблекшие уста.

Мы же лгать обречены:
Роковым узлом от века
В слабом сердце человека
Правда с ложью сплетены.

Лишь уста открою — лгу,
Я рассечь узлов не смею,
А распутать не умею,
Покориться не могу.

Лгу, чтоб верить, чтобы жить,
И во лжи моей тоскую.
Пусть же петлю роковую,
Жизни спутанную нить,

Цепи рабства и любви,
Все, пред чем я полон страхом,
Рассекут единым взмахом,
Парка, ножницы твои!

1892
[Парки — богини судьбы у древних римлян.]

 

При оценке работы учитываются:

Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в сопоставительном задании.
Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие).
Восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства.
Композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность).

Тур II. История и теория литературы

1. Кому принадлежат эти строки, представляющие собой размышления о читателе или обращения к читателю?

а) А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.

б) Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей… Вас я не зову!

в) Нет, милый читатель, мой критик слепой!
По крайности, есть у поэта
И косы, и тучки, и век золотой,
Тебе ж недоступно все это!..

г) Мне безразлично, на каком
Непонимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)

д) Много их, сильных злых и веселых,
Убивавших слонов и людей,
Умиравших от жажады в пустыне,
Замерзавших на кромке вечного льда,
Верных нашей планете,
Сильной, веселой и злой,
Возят мои книги в седельной сумке,
Читают их в пальмовой роще,
Забывают на тонущем корабле.

Ответ:

а) А.Ахматова «Читатель»
б) Д.Бальмонт «Я не знаю мудрости»
в) А.Блок «Поэты»
г) М.Цветаева «Тоска по Родине» Давно…»
д) Н.Гумилев «Мои читатели»

2. В этом задании вам нужно показать знания жизни и судьбы И.С.Тургенева и И.А.Гончарова.

а) Кто был сослан в свое имение под домашний надзор за бесцензурное опубликование некролога о Гоголе?
б) Кто был чьим цензором?
в) Кто совершил кругосветное путешествие на фрегате?
г) Кто родился в 1812 году?
д) Кто не разрешил публиковать свою переписку после смерти, считая это неэтичным?

Ответ: а) Тургенев б) Гончаров был цензором рассказа Тургенева «Муму» в) Гончаров  г) Гончаров д) Гончаров

3. Напишите статью в словарь литературоведческих терминов «Футуризм».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *