Задания по ОБЖ. 7-8 класс. 2018 год

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА
Задание 1.

Часть А. Какие виды иммунитета бывают?
Часть Б.
Соотнесите, какой вид иммунитета, когда приобретается?

1Естественный пассивныйаиммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания.
2Естественный активныйбиммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком готовых защитных факторов.
3Искусственный пассивныйвиммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части.
4Искусственный активныйгиммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров.

Задание 2.

Часть А. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при вынужденном перемещении по болоту?
Часть Б.
Как оказать помощь человеку, провалившемуся в болото?

Задание 3. Для туристов костер имеет важное значение, так как обеспечивает возможность приготовления горячей пищи, просушки сырых вещей, согрева в прохладное время. В зависимости от конфигурации сложения дерева различают различные виды костров. На рисунке приведены виды костров.

Дайте название каждому виду костра и напишите его назначение в таблицу.

Позиции на рисункеНазвание костраНазначение костра
а  
б  
в  
г,д,е  
ж

Задание 4. Дайте определение «виктимность». Приведите пример виктимного поведения.

Задание 5. В целях безопасности при перелетах на самолете пассажирам необходимо соблюдать основные правила поведения и обязанности. Перечислите основных 5
обязанностей пассажира.

Задание 6. Оповещение населения при авариях на химически опасном объекте осуществляется по радиовещательным и телевизионным сетям, по заранее разработанным органами управления ГОЧС типовым текстам информации. Вам предлагается составить примерный вариант текста информации об аварии на химически опасном объекте, учитывая основные мероприятия при химическом заражении.

Олимпиадных заданий теоретического тура (тестирование)

Тестовые заданияМаксим. баллОтвет
1Медицинская активность — это область гигиенического, медицинского обучения, воспитания, образования, медицинской информированности, психологической установки в отношении здоровья. Какие из перечисленных действий не относятся к медицинской активности?
а.
Посещение медицинских учреждений, выполнение медицинских советов, предписаний;
б. При заболевании лечение эффективными народными средствами;
в. Участие в охране и улучшении здоровья населения, забота о здоровье других;
г. Преодоление вредных привычек;
д. Повышение уровня медицинской грамотности.
2
2Каким требованием должен удовлетворять материал, из которого изготовляется одежда?
а.
бать теплопроводным и воздухопроницаемым;
б. быть теплопроводным и воздухонепроницаемым;
в. быть гигроскопичным и водосбалансированным;
г. быть гигроскопичным.
2
3Что необходимо сразу же предпринять, если на кожу попала кислота или другое химическое вещество?
а.
ополоснуть кожу марганцовкой;
б. протереть это место спиртом;
в. немедленно смыть их проточной водой с мылом;
г. немедленно промокнуть это место тампоном.
2
4К какой группе относится данный знак?
а.
Приоритета;
б. Предупреждающий;
в. Запрещающий.
1
5Под какими номерами велосипедисты не нарушают правило посадки?

а. 1;

б. 2;

в. 3;

г. 4;

д. 5.

2
6Что обозначает данная разметка?
а.
Пешеходный переход, где движение регулируется светофором;
б. Место, где пешеходная дорожка пересекает проезжую часть;
в. Пешеходный переход, стрелки разметки указывают направление движения пешеходов.
1
7Для чего предназначается жаровой костёр?
а.
для оповещения и обогрева лагеря;
б. для приготовления большого количества пищи;
в. для просушки вещей;
г. для согревания людей, если они ночуют у костра.
2
8При каких условиях принимается решение остаться на месте аварии?
а.
местонахождение ближайшего населённого пункта примерно известно, расстояние до него не далеко;
б. место происшествия не определено, местность неизвестная и малопроходимая;
в. сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;
г. Большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм;
д. нет связи только в течении трёх суток.
3
9В солнечный полдень в северном полушарии тень
указывает направление на:
а.
юг;
б. север;
в. запад;
г. восток.
2
10Каковы будут Ваши действия, в случае если на улице
начнется перестрелка.
а. Пригнусь и попытаюсь добраться до ближайшего
укрытия (угол здания, подъезд, подземный переход);
б. При возможности сообщу о перестрелке в полицию по мобильному телефону;
в. Быстро побегу и буду кричать;
г. Попытаюсь обезоружить стреляющих.
2
11Что такое киднеппинг?
а.
Похищение людей (преимущественно детей) с целью получения выкупа;
б. Похищение материальных ценностей с целью их продажи;
в. Похищение материальных ценностей с целью вывоза за границу;
г. Похищение человека с целью издевательства над ним.
2
12Как необходимо себя вести в момент освобождения
заложников, чтобы не стать жертвой штурма?
а.
Попытаться помогать спецслужбам в ликвидации
террористов;
б. Лечь на пол или землю, прикрыть голову руками и
ждать окончания штурма;
в. Громко кричать и указывать где находятся заложники;
г. Быстро бежать к выходу.
2
13Какие действия нельзя выполнять по прибытию в
район размещения после эвакуации из зоны радиоактивного загрязнения?
а.
Промывать глаза 2% раствором питьевой соды
или чистой водой;
б. Снимать одежду и вытряхнуть из нее пыль;
в. Сдавать средства индивидуальной защиты и одежду на дезактивацию (утилизацию);
г. Мыть обувь в специальной емкости с водой или
протереть влажной тканью.
2
14Назовите основные способы эвакуации населения:
а.
Пешеходный;
б. Водный;
в. Комбинированный;
г. Одиночный;
д. Транспортный.
3
15К какой группе опасных объектов относится атомная электростанция?
а)
химически опасный объект;
б) радиационно опасный объект;
в) гидродинамически опасный объект;
г) опасный военный объект.
2
16Что обозначает знак, нанесенный на емкости с бытовой химией?

а. вредно для здоровья;
б. горючее вещество;
в. едкое вещество;
г. легковоспламеняющееся вещество;
д. вызывает аллергию.

2
17Производственные аварии относятся к:
а.
ЧС техногенного характера;
б. ЧС природного характера;
в. ЧС экологического характера;
г. стихийным бедствиям.
2
18Услышав предупредительный сигнал «Внимание всем!», Вам необходимо:
а.
немедленно включить радио, радиотрансляционные и телевизионные приемники для прослушивания экстренного сообщения;
б. немедленно покинете помещение и спуститесь в
убежеще;
в. дождаться поступления информации из средств
массовой информации от местных органов власти,
органа управления МЧС России;
г. действовать в соответствии с полученными реко
мендациями.
3
19Укажите, какой закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства:
а.
Федеральный закон «Об обороне»;
б. Федеральный закон «О гражданской обороне»;
в. Закон РФ «О безопасности»;
г. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера».
2
20Какой сигнал ГО означает завывание сирены, прерывистые гудки предприятий и транспортных средств?
а.
Внимание всем;
б. Радиоционная опасность;
в. Химическая опасность;
г. Воздушная тревога.
1
ИТОГО40

 

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ТУРА (7-8 класс)
ЗАДАНИЯ ПЕРВОЙ СЕКЦИИ «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ»

ЗАДАНИЕ 1. При выполнении ремонтных работ рабочего ударило электрическим током. Он упал на землю без признаков жизни. Окажите первую медицинскую помощь.

ЗАДАНИЕ 2. Во время спортивной игры пострадавший растянул связки в голеностопном суставе. Окажите первую медицинскую помощь.

ЗАДАНИЯ ВТОРОЙ СЕКЦИИ «ВЫЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ» (максимальная оценка – 20 баллов)
ЗАДАНИЕ 1
. Определение расстояния до наблюдаемого предмета с использованием угловых величин.
Оборудование:
линейка с миллиметровыми делениями
Условие: определить расстояние до заданного объекта с использованием угловых величин. Объект определяется жюри (здание, столб электропередач и т.п.) и сообщается одна из его линейных величин (например, высота) в метрах.
ЗАДАНИЕ 2. Срастить две веревки разного диаметра.
ЗАДАНИЕ 3.
Сложение костра, для приготовления пищи не многочисленной группы туристов.

ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕЙ СЕКЦИИ «ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
ЗАДАНИЕ 1.
Передача сигналов бедствия с помощью жестов.
Условие:
показать жестом выбранный сигнал бедствия за контрольное время — 15 секунд.
ЗАДАНИЕ 2.Сообщение «Внимание всем!» об аварии на атомной подстанции (без эвакуации).
ЗАДАНИЕ 3.
Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в положения «походное» и «наготове».
ЗАДАНИЕ 4.
Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в «боевое» положение.

Приложение 1

Значение сигналаСпособ выполнения
1Нужны продукты и водаСидящая на корточках фигура человека
2Покажите наиболее лёгкий и
безопасный путь движения
Сидящая на корточках фигура человека с вытянутыми вперёд руками на уровне плеч
3Идём в этом направленииСтоящая в полный рост фигура человека, руки вытянуты вперёд на уровне плеч в направлении движения.
4Здесь можно совершить посадкуСтоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх, разведены несколько в стороны.
5Здесь садиться нельзя, опасно.Стоящая в полный рост фигура человека, одна рука поднята вверх и несколько отведена в сторону, другая рука отпущена вниз вдоль и также отведена несколько в сторону, как бы образуя букву N – «нет»
6Нужны медикаментыСтоящая в полный рост фигура человека, одна из рук на уровне плеч вытянута вперёд
7Нужна радиостанция, питание к
ней
Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз и сложены крестообразно впереди туловища.

КЛЮЧИ К ОЛИМПИАДНЫМ ЗАДАНИЯМ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА(7-8 класс)
Задание 1.

Часть А. Какие виды иммунитета бывают?
Часть Б. Соотнесите, какой вид иммунитета, когда приобретается?

1Естественный пассивныйаиммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания.
2Естественный активныйбиммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком готовых защитных факторов.
3Искусственный пассивныйвиммунитет создается после введения в организм
вакцин, содержащих микроорганизмы или их части.
4Искусственный активныйгиммунитет создается после введения в организм
готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров.

Вариант ответа
Часть А.
Иммунитет бывает врожденный и приобретенный. Приобретенный иммунитет возникает в течение жизни. Он бывает естественным и искусственным, каждый из которых может быть активным и пассивным. Соотнесите, какой вид иммунитета, когда приобретается?
Часть Б. 1-б, 2-а, 3-г, 4-в

Задание 2.

Часть А. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при вынужденном перемещении по болоту?
Часть Б. Как оказать помощь человеку, провалившемуся в болото?
Вариант ответа
Часть А.
Передвигаться по болотам необходимо только по тропам. Все вещи должны быть завернуты в непромокаемый материал. Лямки рюкзака следует максимально
ослабить. Спасательные жилеты, если они есть, должны быть надеты. К телу можно закрепить поролоновый коврик, обувь необходимо тщательно привязать к ногам. Расстояние между идущими по болоту спасателями должно составлять 5-7 м. Идущего впереди необходимо страховать веревкой. Все участники движения должны иметь шесты длиной 3-4 м для измерения глубины, ощупывания дна, удерживания равновесия и опоры в случае падения. Оптимальное положение шеста — перед грудью, параллельно земле, перпендикулярно направлению движения. По болоту можно передвигаться скачками с кочки
на кочку, по моховой полосе, по кустарникам или корневищам растений. Шаги должны быть короткими, останавливаться на одном месте нельзя. Отдыхать можно только на твердой почве или у деревьев. Ходить по болоту в одиночку нельзя.
Часть Б. Если человек провалился в болото, то ему следует сбросить рюкзак, принять горизонтальное положение, опереться на шест. Выбираться нужно постепенно, не делать резких движений, не барахтаться. Помощь пострадавшему следует оказывать, используя веревку или шест. При подходе к пострадавшему необходимо застраховать себя веревкой.

Задание 3. Для туристов костер имеет важное значение, так как обеспечивает возможность приготовления горячей пищи, просушки сырых вещей, согрева в прохладное время. В зависимости от конфигурации сложения дерева различают различные виды костров. На рисунке приведены виды костров.

Позиции на рисункеНазвание костраНазначение костра
а  
б  
в  
г,д,е  
ж  

 

Вариант ответа

Позиции на рисункеНазвание костраНазначение костра
аКолодецОдин из жарких костров, удобен для приготовления пищи, обогрева и сушки одежды. Складывается из толстых коротких поленьев, сгорает медленно, образует много углей, дающих высокую температуру.

 

бШалашПредназначен в основном для варки пищи и освещения лагеря, в качестве топлива обычно используется хворост и валежник. Такой костер образует мало углей и требует постоянного подкладывания сушняка. Соответственно, при ограниченном количестве дров его использование нецелесообразно.
вЗвездаИспользуется для ночлега небольшой группы. Хорош для длительного поддерживания огня без постоянного подкладывания сучьев.
г,д,еТаежныйПредназначен для варки пищи (если группа многочисленна), сушки вещей, а также для ночлега. Топливом служат брёвна длиной 2—3 метра, уложенные вдоль или под острым углом друг к другу. Такой костер горит долго, не требует частой подкладки дров.
жНодьяКостёр из 2 или 3 лежащих друг на друге брёвен, используемый для обогрева при ночлеге под заслоном, горит ровным, жарким пламенем несколько часов (в зависимости от толщины брёвен).

Задание 4. Дайте определение «виктимность». Приведите пример виктимного поведения.
Вариант ответа
Виктимность — склонность человека к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него.
Примеры виктимного поведения:
1. демонстрация крупной суммы денег при расплате за покупку;
2. демонстрация дорогих украшений поздним вечером в общественном транспорте или на улице;
3. выглядывающий из кармана бумажник, кошелек, открытая сумка и др.

Задание 5. В целях безопасности при перелетах на самолете пассажирам необходимо соблюдать основные правила поведения и обязанности. Перечислите основных 5 обязанностей пассажира.
Вариант ответа
Пассажир на борту самолета обязан:
безоговорочно выполнять требования и распоряжения командира воздушного судна и членов экипажа;
размещать ручную кладь и личные вещи на специально отведенных местах, указанных бортпроводником;
соблюдать общепринятые правила поведения в общественных местах;
застегнуть привязные ремни при включенном табло «Пристегните ремни» и (по указанию бортпроводника) оставлять их застегнутыми;
выполнять правила перевозки;

выполнять правила пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, санитарно-противоэпидемические правила;
соблюдать правила перевозки опасных веществ или предметов;
соблюдать правила безопасности полета.

Задание 6. Оповещение населения при авариях на химически опасном объекте осуществляется по радиовещательным и телевизионным сетям, по заранее разработанным органами управления ГОЧС типовым текстам информации. Вам предлагается составить примерный вариант текста информации об аварии на химически опасном объекте, учитывая основные мероприятия при химическом заражении.
Вариант ответа
Внимание всем! Говорит управление по городу «N» Главного управления МЧС России. Граждане!
На N предприятии произошел выброс химически опасного вещества хлора. Облако аварийно химически опасного вещества распространяется в направлении поселка Курумоч. В зону химического заражения попадают улицы Севастопольская, Андреевская, Металлургическая. Выходить из зоны заражения необходимо в направлении Юго-запада поселка Потаповка. Закройте органы дыхания платком, одеждой, если есть возможность, предварительно смочите их водой.

Будьте внимательны к дальнейшим сообщениямМатрица ответов на тестовые задания теоретического тура

Номер тестаВерный
ответ
Номер тестаВерный
ответ
Номер тестаВерный
ответ
1б8б,в,г15б
2а,г9б16а
3в10а,б17а
4в11а18а,в,г
5а12б19в
6в13б,г20а
7б,г14а,в,д  

КЛЮЧИ К ОЛИМПИАДНЫМ ЗАДАНИЯМ ПРАКТИЧЕСКОГО ТУРА (7-8 класс)
ЗАДАНИЯ ПЕРВОЙ СЕКЦИИ «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ»
(максимальная оценка – 30 баллов)

ЗАДАНИЕ 1. При выполнении ремонтных работ рабочего ударило электрическим током. Он упал на землю без признаков жизни. Окажите первую медицинскую помощь.
Условие
:
выполняется на манекене или статисте.
Алгоритм выполнения задания:
1. Обеспечь свою безопасность. Надень сухие перчатки (резиновые, шерстяные, кожаные и т.п.), резиновые сапоги. По возможности отключи источник тока. При подходе к пострадавшему по земле иди мелкими, не более 10 см, шагами.
2. Расположить пострадавшего в горизонтальное положение на спину. Освободить грудную клетку и расстегнуть штаны.
3. Приступить к сердечно-легочной реанимации, чередуя искусственное дыхание (2 вдоха) и непрямой массаж сердца (15 нажатий).
4. При восстановлении самостоятельного дыхания и сердцебиения придай пострадавшему устойчивое боковое положение.
5. Вызвать скорую помощь.

ЗАДАНИЕ 2. Во время спортивной игры пострадавший растянул связки в голеностопном суставе. Окажите первую медицинскую помощь.
Условие
:
выполняется на манекене или статисте.
Алгоритм выполнения задания:
1. Приложить грелку со льдом на поврежденный сустав.
2. Зафиксировать голеностопный сустав эластичным бинтом. При этом его сгибают под углом 90°. Повязку накладывают следующим образом: делают тур вокруг нижней части голени, затем косой виток от внутренней лодыжки к подушечке мизинца стопы, виток вокруг стопы на уровне подушечек пальцев, затем
косой виток от подушечки большого пальца к наружной лодыжке, опять проводят бинт вокруг голени и снова повторяют витки вокруг стопы сверху предыдущих.
3. Сверху бинта приложить грелку со льдом.
4. Предложить анальгин (имитировать).
5. Предложить обратиться к хирургу через 2-3 дня, если боли не уменьшатся.
ЗАДАНИЯ ВТОРОЙ СЕКЦИИ «ВЫЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
(максимальная оценка – 20 баллов)

ЗАДАНИЕ 1. Определение расстояния до наблюдаемого предмета с использованием угловых величин.
Оборудование:
линейка с миллиметровыми делениями
Условие: определить расстояние до заданного объекта с использованием угловых величин. Объект определяется жюри (здание, столб электропередач и т.п.) и сообщается одна из его линейных величин (например, высота) в метрах.
Порядок выполнения:
Дальность до предмета определяется по след. формуле:
Д = (Bx1000) / Y,
где Д — дальность до цели;
B — ширина или высота объекта в метрах;
Y — угловая величина в тысячных.
Для того, чтобы определить угловую величину, необходимо знать, что отрезок в 1 мм, удаленному на 50 см от глаза соответствует углу в 2 тысячные. На основании этого
существует метод определения расстояний при помощи линейки:
1. Линейку с миллиметровыми делениями вытянуть на расстояние 50 см.
2. Засечь, во сколько делений на линейке укладывается ширина или высота объекта.
3. Полученное кол-во миллиметров умножить на 2, и подставить в выше приведенную формулу.
Пример: Высота телеграфного столба равна 6м при измерения на линейке займет 8мм (16 тысячных), следовательно расстояние до столба будет (6×1000)/16 = 375 м.

ЗАДАНИЕ 2. Срастить две веревки разного диаметра.
Материалы:
две веревки разного диаметра.
Условие: связать две веревки разного диаметра любым подходящим узлом.
Порядок выполнения:

 Веревки разного диаметра могут быть связаны «академическим» или «брамшкотовый» узлами.

«Брамшкотовый» узел. Необходимо сделать петлю из толстой веревки, затем тонкой веревкой обкрутить петлю от себя вниз. Петлю тонкого конца большим пальцем левой руки оттянуть вниз, и накручиваемый конец дважды обвивает сдвоенную петлю толстой веревки.

«Академическим» узел. Толстой веревкой делается петля, а тонкая веревка проводится через петлю и делается несколько оборотов у основания петли, далее тонкая веревка проводится через петлю снизу Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

ЗАДАНИЕ 3. Сложение костра, для приготовления пищи не многочисленной группы туристов.
Оборудование: дрова, х/б перчатки.
Условие: сложить дрова для костра, предназначенного для приготовления пищи не многочисленной группы туристов.
Порядок выполнения: Наиболее подходящий вид костра «Колодец». Дрова выкладываются рядами крест — накрест в виде колодца.

ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕЙ СЕКЦИИ «ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
(максимальная оценка – 30 баллов)

ЗАДАНИЕ 1. Передача сигналов бедствия с помощью жестов.
Условие:
показать жестом выбранный сигнал бедствия за контрольное время — 15 секунд.
Алгоритм выполнения задания:
1. Участник выбирает карточку из числа перевернутых (приложение 1) на столе со значением сигнала бедствия (в это время жюри включает секундомер);
2. Участник показывает жестом сигнал бедствия, при этом готовность жеста подтверждается словом «Готово» (в этот момент члены жюри выключают секундомер)

ЗАДАНИЕ 2.Сообщение «Внимание всем!» об аварии на атомной подстанции (без эвакуации).
Условие: участник в течение нескольких минут составляет текст экстренного сообщения и озвучивается с помощью микрофона.
Алгоритм выполнения задания:
1. Участнику дается информация о том, что на Балаковской АЭС произошла авария и предлагается составить экстренное сообщение (без эвакуации).
2. Участник на бумаге пишет текст сообщения в течение 2 минут. С помощью микрофона сообщает экстренное сообщение.
3. Текст сообщения, написанный на бумаге сдается жюри.
Типовой текст сообщения:
Внимание всем!
Говорит управление по городу «Балаково» Главного управления МЧС России.
Граждане!
Произошла авария на Балаковской атомной электростанции.
В связи с аварией на Н-Балаковской АЭС ожидается выпадение радиоактивных осадков! Населению, проживающему в населенных пунктах (перечисляются населенные пункты) необходимо находиться в помещениях. Произвести герметизацию жилых помещений и мест нахождения 
домашних животных. Принять йодистый препарат. Будьте внимательны к дальнейшим сообщениям.
ЗАДАНИЕ 3. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в положения «походное» и «наготове».
Условие
:
участнику выдается противогаз в сумке (противогазная коробка отсоединена). По команде члена жюри привести противогаз сначала в «походное» положение, затем – «наготове».
Алгоритм выполнения задания:
1. Приведение противогаза в положение «походное»:
наденьте сумку с противогазом через правое плечо так, чтобы она находилась на левом боку, а застежка находилась от себя (в поле); подгоните при помощи пряжек плечевой ремень так, чтобы верхний край сумки был на уровне поясного ремня;
расстегните сумку, выньте противогаз, проверьте надежность соединения противогазовой коробки с лицевой частью, состояние стекол и клапанов, грязные стекла протрите чистой ветошью (ватой), потерявшие прозрачность незапотевающие пленки замените; сложите лицевую часть, уложите противогаз в сумку и застегните ее; сдвиньте противогаз немного назад, чтобы при ходьбе он не мешал движению руки; при необходимости противогаз может быть закреплен на туловище с помощью тесьмы.
2. Приведение противогаза в положение «наготове»:
передвиньте сумку с противогазом вперед настолько, чтобы можно было вынуть противогаз из нее; расстегните сумку; подготовьте головной убор для быстрого снятия при надевании лицевой части на голову
ЗАДАНИЕ 4. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в «боевое» положение.
Условие
: По команде члена жюри «газы» привести противогаз в «боевое» положение.
Алгоритм выполнения задания:
1. задержите дыхание, закройте глаза;
2. снимите головной убор и зажмите его между коленями или положите рядом;
3. выньте противогаз из сумки, возьмите обеими руками за утолщенные края у подбородочной части шлем-маски так чтобы большие пальцы были снаружи, а остальные внутри нее;
4. приложите нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натяните ее на голову так, чтобы не было складок, а очки пришлись против глаз;

5. устраните перекос и складки, если они образовались при надевании лицевой части, сделайте полный выдох, откройте глаза и возобновите дыхание;
6. наденьте головной убор, застегните сумку и закрепите ее на туловище, если это не было сделано ранее.

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА (7-8 класс)
Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий теоретической секции
(Максимальное количество баллов —
100 баллов)
Задание 1.

Часть А. Какие виды иммунитета бывают?
Часть Б. Соотнесите, какой вид иммунитета, когда приобретается?

1Естественный пассивныйаиммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания.
2Естественный активныйбиммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком
готовых защитных факторов.
3Искусственный пассивныйвиммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части.
4Искусственный активныйгиммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров.

Вариант ответа
Часть А.
Иммунитет бывает врожденный и приобретенный. Приобретенный иммунитет возникает в течение жизни. Он бывает естественным и искусственным, каждый из которых может быть активным и пассивным. Соотнесите, какой вид иммунитета, когда приобретается?
Часть Б. 1-б, 2-а, 3-г, 4-в
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 10 баллов, при этом за правильное выполнение части А начисляется 2 балла, за правильное выполнение части Б начисляется 8 баллов, из которых начисляется по 2 балла за каждый правильный ответ.

Задание 2.

Часть А. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при вынужденном перемещении по болоту?
Часть Б. Как оказать помощь человеку, провалившемуся в болото?
Вариант ответа
Часть А.
Передвигаться по болотам необходимо только по тропам. Все вещи должны быть завернуты в непромокаемый материал. Лямки рюкзака следует максимально ослабить.
Спасательные жилеты, если они есть, должны быть надеты. К телу можно закрепить поролоновый коврик, обувь необходимо тщательно привязать к ногам. Расстояние между идущими по болоту спасателями должно составлять 5-7 м. Идущего впереди необходимо страховать веревкой. Все участники движения должны иметь шесты дли
ной 3-4 м для измерения глубины, ощупывания дна, удерживания равновесия и опоры в случае падения. Оптимальное положение шеста — перед грудью, параллельно земле, перпендикулярно направлению движения. По болоту можно передвигаться скачками с кочки на кочку, по моховой полосе, по кустарникам или корневищам растений. Шаги должны быть короткими, останавливаться на одном месте нельзя. Отдыхать можно только на твердой почве или у деревьев. Ходить по болоту в одиночку нельзя.
Часть Б. Если человек провалился в болото, то ему следует сбросить рюкзак, принять горизонтальное положение, опереться на шест. Выбираться нужно постепенно, не делать резких движений, не барахтаться. Помощь пострадавшему следует оказывать, используя веревку или шест. При подходе к пострадавшему необходимо застраховать себя веревкой.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 12 баллов, при этом за правильное выполнение части А начисляется 6 баллов, за правильное выполнение части Б начисляется 6 балла.

Задание 3. Для туристов костер имеет важное значение, так как обеспечивает возможность приготовления горячей пищи, просушки сырых вещей, согрева в прохладное время. В зависимости от конфигурации сложения дерева различают различные виды костров. На рисунке приведены виды костров.

Дайте название каждому виду костра и напишите его назначение в таблицу.

Позиции на рисункеНазвание костраНазначение костра
а  
б  
в  
г,д,е  
ж  

Вариант ответа

Позиции на рисункеНазвание костраНазначение костра
аКолодецОдин из жарких костров, удобен для приготовления пищи, обогрева и сушки одежды. Складывается из толстых коротких поленьев, сгорает медленно, образует много углей, дающих высокую температуру.
бШалашПредназначен в основном для варки пищи и освещения лагеря, в качестве топлива обычно используется хворост и валежник. Такой костер образует мало углей и требует
постоянного подкладывания сушняка. Соответственно, при ограниченном количестве дров его использование нецелесообразно.
вЗвездаИспользуется для ночлега небольшой группы. Хорош для длительного поддерживания огня без постоянного подкладывания сучьев.
г,д,еТаежныйПредназначен для варки пищи (если группа многочисленна), сушки вещей, а также для ночлега. Топливом служат брёвна длиной 2—3 метра, уложенные вдоль или под острым углом друг к другу. Такой костер горит долго, не требует частой подкладки дров.
жНодьяКостёр из 2 или 3 лежащих друг на друге брёвен, используемый для обогрева при ночлеге под заслоном, горит ровным, жарким пламенем несколько часов (в зависимости от толщины брёвен).

ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 10 баллов, при этом за каждый правильный ответ начисляется 2 балла.
Задание 4. Дайте определение «виктимность». Приведите пример виктимного поведения.
Вариант ответа
Виктимность — склонность человека к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него.
Примеры виктимного поведения:
1. демонстрация крупной суммы денег при расплате за покупку;

2. демонстрация дорогих украшений поздним вечером в общественном транспорте или на улице;
3. выглядывающий из кармана бумажник, кошелек, открытая сумка и др.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 8 баллов, при этом за правильное определение начисляется 2 балла, за каждый правильно приведенный пример по 2 балла.

Задание 5. В целях безопасности при перелетах на самолете пассажирам необходимо соблюдать основные правила поведения и обязанности. Перечислите основных 5 обязанностей пассажира.
Вариант ответа
Пассажир на борту самолета обязан:
безоговорочно выполнять требования и распоряжения командира воздушного судна и членов экипажа;
размещать ручную кладь и личные вещи на специально отведенных местах, указанных бортпроводником;
соблюдать общепринятые правила поведения в общественных местах;
застегнуть привязные ремни при включенном табло «Пристегните ремни» и (по указанию бортпроводника) оставлять их застегнутыми;
выполнять правила перевозки;
выполнять правила пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, санитарнопротивоэпидемические правила;
соблюдать правила перевозки опасных веществ или предметов;
соблюдать правила безопасности полета.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 10 баллов, при этом за каждый правильно ответ начисляется по 2 балла.

Задание 6. Оповещение населения при авариях на химически опасном объекте осуществляется по радиовещательным и телевизионным сетям, по заранее разработанным органами управления ГОЧС типовым текстам информации. Вам предлагается составить примерный вариант текста информации об аварии на химически опасном объекте, учитывая основные мероприятия при химическом заражении.
Вариант ответа
Внимание всем! Говорит управление по городу «N» Главного управления МЧС России. Граждане!

На N предприятии произошел выброс химически опасного вещества хлора. Облако аварийно химически опасного вещества распространяется в направлении поселка Курумоч. В зону химического заражения попадают улицы Севастопольская, Андреевская, Металлургическая. Выходить из зоны заражения необходимо в направлении Юго-запада поселка Потаповка. Закройте органы дыхания платком, одеждой, если есть возможность, предварительно смочите их водой.
Будьте внимательны к дальнейшим сообщениям
.
ОЦЕНКА ЗАДАНИЯ
Максимальная оценка за правильно выполненное задание — 10 баллов.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *