Олимпиада по обществознанию. 10 класс. 2016 год

1. «ДА» или «НЕТ»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «ДА», если не согласны ‒ «НЕТ». Внесите свои ответы в таблицу в бланке работы.

1. Коронацию правителя в монархиях можно назвать политическим институтом.

2. Основоположником социального реализма считается Э. Дюркгейм.

3. Если уровень безработицы уменьшился, то это всегда означает, что большее количество работников имеют работу.

4. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества на современном этапе носит только негативный характер.

5. Социальные интересы являются проявлением социальной дифференциации.

6. Тоталитарный режим может сформироваться не ранее складывания индустриального общества.

7. Для выделения молодёжи как социальной группы важны не столько возрастные границы, сколько специфические черты сознания и поведения.

8. Протестантская трудовая этика основана на идеях добродетельного труда и аскетизма.


2. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Условность ситуации, универсальность, двуплановость, направленность на процесс, а не на результат.

3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм.

4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Монетарное регулирование экономики, поддержание курса национальной валюты, кредитование коммерческих банков, выдача кредитов физическим и юридическим лицам, хранение свободной денежной наличности коммерческих банков, хранение государственных золотовалютных резервов.

5. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Нормативный правовой акт, презумпция, правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием, правовая доктрина.

6. Установите соответствие между определениями и понятиями института гражданства. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕПОНЯТИЕ
А) приобретение гражданства по факту рождения1) оптация
Б) вступление в гражданство лица по желанию2) филиация
В) переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому3) трансферт
Г) выбор лицом гражданства при изменении границ государств4) натурализация

7. Установите соответствие между примерами доходов физических лиц и положениями Налогового кодекса РФ. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

ПРИМЕР ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦПОЛОЖЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
А) государственные пенсии Б) дивиденды и проценты от вкладов В) авторский гонорарГ) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества

Д) государственные компенсации по возмещению вреда

Е) государственные пособия по временной нетрудоспособности (больничные листы)

1) подлежат налогообложению2) не подлежат налогообложению

8. Решите правовую задачу.

Супруги Елена К. и Андрей К. приняли решение развестись. Решение являлось добровольным и взаимным. Ещё до свадьбы они договорились, что все мальчики, рождённые в браке, при разводе останутся с папой, а девочки – с мамой. В браке родилось две девочки Мария и Ирина, на момент развода которым исполнилось соответственно 17 и 15 лет. Вопрос, с кем должны остаться дети, не обсуждался: девочки должны остаться с мамой – это однозначное решение родителей. Заявление о расторжении брака Елена К. и Андрей К. подали в органы ЗАГС. В заявлении на взимание алиментов Елена указала размер 50% от дохода Андрея на двух несовершеннолетних детей. Какие юридические ошибки допустили Елена и Андрей?
9. Решите экономическую задачу.

Приведите все необходимые расчёты. Население города Z составляет 100 тысяч человек. Из них 5% – пенсионеры, а 15% – дети. 40 тысяч мужчин и 20 тысяч женщин работают на предприятиях города, в сфере услуг или являются служащими. Остальные жители города находятся в поисках работы. Каков уровень безработицы в городе Z?
10. Решите логическую задачу.

Генеральный директор торговой компании Михаил Иванов собрал на совещание директоров отделов, чтобы вместе решить, в каких городах в этом году будут открыты новые офисы. Были предложены на выбор следующие варианты: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Калининград. – В этом году мы точно должны открыть офис либо в Москве, либо в СанктПетербурге, но открывать офис сразу в двух этих городах пока бессмысленно, – начал совещание Михаил. – Офис в Калининграде и офис в Санкт-Петербурге должны открыться одновременно, если мы примем решение открыть их в этом году, – добавил Сергей Сергеев, директор по логистике. – Если мы откроем офис в Москве, то мы должны открыть офис ещё хотя бы в одном городе, – заметил коммерческий директор Иван Петров. – Но если мы решим открыть офис в Калининграде, мы должны его открыть и в Нижнем Новгороде, – ответил Сергей. – С другой стороны, если мы открываем офис в Нижнем Новгороде, мы должны его открыть и в Санкт-Петербурге, – сказал Михаил. В каких городах в итоге Совет директоров принял решение открыть офисы, если известно, что все замечания директоров были учтены?

11. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в именительном падеже. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Содержание трудового договора составляет совокупность его условий, которые определяют права и (А)_____________ сторон. Каждая сторона трудового договора имеет свои (Б)______________ права и обязанности, определяемые трудовым договором и трудовым законодательством, установленным правопорядком по труду в данной организации, которому стороны по договору обязались подчиняться. В зависимости от (В)_____________ их установления различают два вида условий договора: а) непосредственные, устанавливаемые непосредственно по соглашению сторон при заключении договора; б) производные, установленные законодательством ( об охране (Г)______________, дисциплинарной и (Д)________________ ответственности и др.), которые не могут изменяться по соглашению сторон (если иное не предусмотрено законом). О производных условиях стороны не договариваются, поскольку они в силу закона и договора обязательны для выполнения. Непосредственные условия в свою очередь делятся на необходимые и дополнительные. Необходимые условия ‒ это такие, при отсутствии которых трудового договора не может быть, а следовательно, и не может возникнуть реальное трудовое (Е)________________. К ним относятся условия: 1) о месте работы (организация, расположенная на день заключения договора в определённой местности); 2) о трудовой (Ж)____________, которую будет выполнять работник, т. е. о специальности, квалификации, должности, совмещении профессий; 3) о размере заработной платы работника. Процесс заключения трудового договора – это приём трудящегося на работу в качестве (З)____________. Трудовой кодекс устанавливает определённый порядок и юридические (И)___________ при приёме на работу в гл. 11 «Заключение трудового договора». Запрещается (К)_____________отказ в приёме на работу, установление при приёме какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или прямых или косвенных (Л)_________________ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Указанные ограничения будут являться (М)_______________.

Список слов: 1. правоотношение 11. объективные 2. субъективные 12. гарантии 3. функция 13. здоровье 4. порядок 14. правонарушение 5. льготы 15. труд 6. уголовная 16. роль 7. необоснованный 17. участник 8. преимущества 18. аргументированный 9. работник 19. материальная 10. обязанности 20. дискриминация
12. Объедините следующие понятия в классификационную схему (на бланке работы).

Субъекты; объекты; содержание; материальные блага; субъективные права и обязанности; нематериальные блага; физические и юридические лица; РФ, субъекты РФ, муниципальные образования; структура гражданских правоотношений.

13. Распределите предложенные иллюстрации на три группы по три иллюстрации в каждой. Укажите буквенные обозначения иллюстраций, составляющих каждую группу. Рядом с буквенным обозначением подпишите, что изображено на иллюстрации. В каждой группе расположите иллюстрации в определенной последовательности. Кратко запишите, что объединяет иллюстрации в каждую группу в данной

А Б

В Г

Д Е

Ж