Русский язык. Задания для 9 класса

I тур

1. Какое из следующих слов образовано от имени собственного? Обоснуйте ответ.

Глобус, карта, планшет, атлас, папка.

Ответ: существительное «атлас» восходит к имени греческого титана Атланта (Атласа), которого в XVI в. изображали на обложке первых сборников географических карт.

2. Какой блок не содержит произносительных ошибок, отражающихся на письме?

1) контингент военнослужащих;
2) гранды молодым учёным;
3) судорги от холодной воды;
4) специализироваться по паталогоанатомии;
5) тёплый свитр.

Ответ: 1) контингент военнослужащих; остальные слова подлежат исправлению.

3. В какой строке оба слова должны произноситься с твёрдым согласным перед буквой «е»? Укажите также другие слова, которые перед «е» произносятся с твёрдым согласным.

1) шинель, шпинель;
2) панель, шрапнель;
3) фонема, морфема;
4) пресса, фанера;
5) теннис, берет.

Ответ: 2) панель, шрапнель; шпинель, фонема, теннис.

4. В каком слове легче всего сделать орфографическую ошибку:

бестактный, безвкусный, бездомный, безмерный, безапелляционный?
Обоснуйте ответ.

Ответ: безвкусный, т.к. звонкие согласные буквы «зв» обозначают на стыке приставки и корня глухие звуки /сф/

5. Сколько архаизмов в отрывке из поэмы А.С. Пушкина «Полтава»:

«Но мрачны странные мечты В душе Мазепы: звёзды ночи, Как обвинительные очи, За ним насмешливо глядят, И тополи, стеснившись в ряд, Качая тихо головою, Как судьи, шепчут меж собою»?

Ответ: очи, тополи.

6. От какого слова образовано существительное «наперсник», употреблённое А.С.Пушкиным в стихотворении «Городок»: «Но вот наперсник милый Психеи златокрылой…»?

Перс, перст, перси, персик, напёрсток.

Ответ: перси – «грудь», наперсник – любимец, фаворит.

7. В каком случае перед нами пример обратного словообразования?

1) артист – артистка;
2) учитель – учительница;
3) дояр – доярка;
4) поэт – поэтесса;
5) рабочий – рабочая.

Ответ: 3) дояр – доярка.

8. В христианской молитве часто встречаются слова: «Господи Иисусе». Какая это грамматическая форма?

Ответ: звательная форма имён существительных «Господь», «Иисус».

9. В каких предложениях порядок слов нуждается в корректировке:

1) Предъявляются повышенные требования к владельцам магазинов по оформлению витрин.
2) Мой герой фильма не вернулся с войны.
3) Миссию стража порядка в этой школе уже как четыре месяца выполяет вахтёр.
4) Здания находятся в очень коммерчески привлекательных местах.
5) Дополнительное требование: космонавт не должен спать в сурдокамере 64 часа.
Исправьте эти предложения.

Ответ: все предложения необходимо исправить.

10. Закончите фразу Цицерона: «Самое трудное и в жизни, и в языке – это…»

1) быть немногословным;
2) быть смелым;
3) чувство меры;
4) чувство стиля;
5) быть самим собой.

Ответ: 5) чувство меры.

11. Найдите орфографические ошибки в выделенных словах текста и исправьте их.

23 февраля дед снова позвал нас в гости. На столе были не только винегрет и пироги с визигой, но и блюда из топинамбура и брокколи, а также грильяж, марципаны и бизе.
Аппетита не испортил и семибалльный ветер, раскачивавший лиственницы за окном. В город каждый увёз по целлофановому пакету невиданных деревенских гостинцев.

Ответ: ошибок в тексте нет.

II тур

«Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы. Оно должно поднимать за собой известную тяжесть. И только потому, сколько оно захватывает и подымает за собой,…мы оцениваем его значение и силу».
(В.Короленко)

Как вы понимаете данное высказывание? Напишите сочинение-миниатюру объёмом 1 – 1,5 стр.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *