Олимпиада для школьников 9 классов по предмету
«Искусство»
1.Задания включают вопросы, к каждому предложены варианты ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл
1.1 Древние цивилизации
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
А)Хефрена б)Хеопса в)Микерина
А) Геродот б)Платон в)Имхотеп
Как звали царицу по приказу которой был высечен храм в скале?
А)Клеопатра Б)Хашепсут в)Раннаи
а) Осирис;б) Гор;в) Амон;г) Исида;д) Анубис.
а) ворота богини Иштар;
б) пирамида Хеопса;
в) пирамида Джосера;
г)гробница Тутанхамона;
д) законы Хаммурапи;
з) зиккурат.
Туловище его высечено из гранита целиком, приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочно-громадный, носит следы жуткой древности и той борьбы, что с незапамятных времен суждена ему, как охранителю Страны жизни от бога смерти. Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков. О ком идет речь?__________________________________
Основной принцип канонического стиля в изображениях древнего Египта
А) «распластывание» фигур на плоскости
Б) культ красоты человеческого тела
В) закрытость и замкнутость фигур
Как в древнем Египте назывался сборник религиозно-магических заклинаний?
А) Тексты пирамид
Б) Книга мертвых
В) Тексты саркофагов
А) КромлехБ) ДольменВ) ТрилитГ) Менгир
1.2 Культура Античности
А) Острова Крит и Пелопонес, б) острова Пелопонеси Киклады, в)Острова Крит и Эвбея.
А) Деревянные колоны необычной формы. Их стволы сужаются к верху и напоминают конусы. Окрашены в тёплые красные тона.
Б)Деревянные колоны необычной формы. Их стволы сужаются к низу и напоминают конусы. Окрашены в тёплые красные тона.
В) Деревянные колоны необычной формы. Их стволы сужаются к верху и напоминают конусы. Окрашены в холодные тона
3. Главный храм Акрополя, посвященный богине Афине
А) Эрехтейон, б) Парфенон, в) Пропилеи.
4. Назовите выдающееся сооружение, которое римляне называют храмом «всех богов», построенное Аполлодором Дамасским в эпоху Андриана в 118-128 гг.?
А) Храм Фортуны Вирилис
Б) Пантеон
В) Храм Весты
5. Слово , близкое по значению к слову «античный» — это
а) древний б) греческий в) римский
6. Архитектурный ордер, который никогда не существовал
а) ионический, б) дорический, в) античный, г) коринфский
7. Что является символом театрального искусства:
а) дифирамбы, б) маска Дионисия, в) лавровая ветвь.
8.Отцом греческого театра считают:
а)Еврипида, б) Аристофана, в) Эсхила
9.Назовите храмы АфинскогоАкропля:
а) Пантеон; б) святилище Фортуны;в) Эрехтейон;г) храм Артемиды.
1.3 Средние века.
1. Столица Византийского государства.
а) Константинополь б) Москва в) Владимир
2. Какой тип храма изображён на рисунке?
___________________________________________________
3. Шедевром византийской иконописи считается икона? Напиши название
Иконы. ___________________________________________________________
4. Соедини стрелками отличительные особенности картины и иконы.
Картина Икона
Лик Лицо пишется на холсте пишется на доске состоит изсостоит из
красочного слоя 5 слоёв
5. В средние века центр образования и культуры :
а) церковь;
б) школа;
в) государство.
6. На культуру и искусство Руси оказала влияние культура:
а) Скандинавии;
б) Рима;
в) Византии.
7. О каком архитектурном стиле идет речь: “главная роль отводилась суровой, крепостного характера архитектуре…”
а) готический;
б) романский;
в) барокко.
8. «Немецкие рыцарские средневековые поэты-певцы, воспевавшие любовь к даме, служение богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы»:
а) менестрели;
б) миннезингеры;
в) трубадуры.
9. Папа римский Григорий Великий (на престоле с 590 г. по 604 г.) отобрал 200 хоровых напевов, которые спустя 300 лет войдут в свод католических песнопений. Как назывались эти песнопения?
А) григорианский хорал
Б) псалмы
В) антифоны
1.4 Культура Востока
А)замок б)монастырь в)дворец
А)Китае б)Японии в)Индии
«Золотой павильон» находится:
А)в Киото б)в Хорюдзив)в Рёандзи
В каком веке возникло государство Арабский Халифат?
А)V в. Б)X в. В)VII в.
Перечисли главные книги мусульман: ………………………………………………………………..
6. Отметь новые типы зданий, возникшие в Арабском Халифате:
1.пещерные храмы 5.мечети 9.замки
2.ступы 6.медресе 10.минареты
3.храмы 7.мавзолеи 11.пирамиды
4.караван-сараи 8.пагоды 12.рытые рынки
а)ситар, б) барабан, в) человеческий голос.
8. Сколько минаретов не может иметь мечеть?
А) 8, б) 10, в)12
9. Место для совершения земных поклонов у мусульман.
А) минарет, б) мечеть, в)медресе.
1.5 Возрождение
1. Любимый сюжет живописи Ренессанса:
а) исторические события Италии 14-16 вв.;
б) Mадонна с младенцем;
в) изображение природы Италии.
2.Соотнеси название работы и автора:
1) «Джоконда»; а) Микеланджело;
2) «Рождение Венеры»; б) Боттичелли;
3) «Давид», в) Леонардо да Винчи
3.В творчестве Рафаэля значительное место занимают картины с изображением Мадонны: «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Сикстинская Мадонна» и др. Одно из вышеназванных произведений признано самым глубоким и самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Назовите это произведение.
4. Где зародилось искусство Возрождения
А) В Греции Б) В Италии В) Во Франции Г). В Америке
5.Установите соответствие
1.В основе мировоззрения – представление о существовании двух миров (дуализм). Взаимопроникновение земного и потустороннего. В архитектуре – 2 ведущих стиля – романский и готический. Появление светской литературы, поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров и вагантов; появление литургической драмы. Тело человека считалось вместилищем греха и порока. Искусство подчинялось церкви. Ведущий вид искусства – архитектура. Храм – «библия в камне».
2.Пришедшая на смену древним, первобытным цивилизациям «образцовая, классическая» эпоха в скульптуре, архитектуре, литературе, философии, ораторском искусстве. Это колыбель всей европейской цивилизации. Основа художественной культуры в эту эпоху – миф. Идеалом стал образ человека-гражданина, развитого гармонически и духовно. Шедевры этой эпохи много веков вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов, рождая представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума
3.«Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль…Возросший интерес к античной культуре. Искусство воспевает красоту природы, гармонию человеческого тела, поэзию человеческих чувств. Возросшее количество светских мотивов в культуре. В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная,). Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. Человек и его разум возведен на пьедестал.
А) Возрождение, В) Средние века, Д) Античность
1.6 Культура 17-18 веков.
1.Расположите перечисленные ниже эпохи, стили, направления в искусстве в хронологической последовательности (проставьте цифры от 1 до 10).
1 классицизм 6 барокко
2 романский стиль 7 эпоха Возрождения
3 реализм 8 готика
4 античность 9 романтизм
5 модернизм 10 импрессионизм
2.Назовите отличительную особенность художественной культуры 17 века.
А) консерватизм и замкнутость
Б) познание и открытость миру
В) контрастность, рационализм, богатство стилей
3. Ниже представлен памятник русской архитектуры второй половины XVIII в., находящийся в Москве. 1. Что это за здание? 2. В каком архитектурном стиле выполнено? 3. Кто его архитектор? (по 2 балла за каждый правильный ответ).
4.Философом, психологом, знатоком человеческой души предстает в своих полотнах гениальный голландский художник 17 века. Сложность человеческих судеб, жизненные трагедии самого живописца заставляли его обращаться к библейским и евангельским темам. Выберите имя этого мастера.
А) Питер де Хох (1629-1685)
Б) ГерардТерборх (1617-1681)
В) Рембрандт ван Рейн (1606-166
2.Соотнесите произведение архитектуры и название.
За каждый правильный ответ – 2 балла.
2.1 Соотнесите: памятник архитектуры и название( за каждое совпадение 2 балл- 12 баллов)
1.
3
2
1
5
4
6
6. Минарет Аль-Мальвия
4. Пирамида Кукулькана
1Индийская ступав Санчи
3. Великая китайская стена
5. Египетские пирамиды
2. Мавзолей Тадж-Махал
2.2 Соедини стрелками иконы Иисуса Христа с его архетипами. ( за каждое совпадение 2 балла — 6 баллов)
Христос Пантократор Спас Нерукотворный Спас в силах
(вседержитель) (спаситель) (на престоле)
2.3Соотнесите: ( за каждое совпадение 2 балла — 8 баллов)
1 | АЗиккурат в Уре | а Греция(Эллада), 5 век до н.э. |
2 | Б Колизей | б Египет, середина 3 тысячелетия до н.э. |
3 | В Парфенон | вМесопотамия, 18 век до н.э. |
4 | Г Храм царицы Хатшепсут | гРим, 75-80 г.г. |
2.4 Соотнесите: (за каждое совпадение 2 балла — 8 баллов)
1 | А Статуя Октавиана Августа | а Египет, середина 3 тыс. до н.э. |
2 | Б Статуэтка управляющего Эбихиля (адорант) | б Греция, 5 век до н.э. |
3 | В Портрет писца Каи | в Месопотамия, первая половина 3 тыс. до н.э. |
4 | ГКурос | г Рим, начало 1 в.н.э. |
2.5 Соотнесите: (за каждое совпадение 2 балла — 8 баллов)
1 | А Пизанская башня | а Россия, Владимир, 1158-1160 г.г. |
2 | Б Успенский собор | б Италия, 1173 г. |
3 | В Преображенская церковь | в Франция, Реймс, 1211-1420 г.г. |
4 | Г Собор Нотр-Дам | г Россия, Карелия, Кижи, 16-17 в.в. |
________________________________________________________
Так сына старец наставлял ………………………………
Когда тот от обид не мог …………………………………
Быть праведным старайся в этой ….. … …………………
Не то себя подвергнешь …………………………………..
Ты нынче тех, кому был раньше ………………….. ……..
Поступком неприличным ………………………………….
Тот, кто уродство спрячет под …………………………….
Себя возвысит, пользуясь ………………………………….
Но в рай никто обманом не ………………………………..
Там без кафтана явится ……………………………………
Саади Ширази (XIII в.)
(урод, на путь, войдѐт, уснуть, обманом, жизни, укоризне, кафтаном, мил, огорчил)
Ответы (9 класс).
1За каждый правильный ответ – 1 балл.
Древние цивилизации | Культура Античности | Средние века. | Культура Востока | Возрождение | Культура 17-18 веков. |
1-б | 1-а | 1-а | 1-а | 1-б | 1— античность романский стиль готика эпоха Возрождения барокко классицизм романтизм реализм импрессионизм модернизм |
2-в | 2-б | 2-крестово-купольный | 2-б | 2. 1-в, 2-б, 3-а | 2-в |
3-б | 3-б | 3- Владимирская Богоматерь | 3-а | 3-«Сикстинская Мадонна» | 3-1. Дом Пашкова. 2. Классицизм. 3. В.И.Баженов. |
4-в | 4-б | 4. икона-Лик,пишется на доске , состоит из 5 слоёв. Картина- Лицо, пишется на холсте, состоит из красочного слоя | 4-в | 4-б | 4-в |
5. 1-б,в,г. 2-а,д,з | 5-а | 5-а | 5-коран, сунна | 5- 1 – в, 2 – д, 3 – а | |
6-сфинкс | 6-в | 6-в | 6-4,5,6,7,10,12 | ||
7-а | 7-б | 7-б | 7-в | ||
8-б | 8-в | 8-б | 8-б,в | ||
9-а | 9-а,в | 9 -а | 9-б | ||
15 баллов | 9 баллов | 15 баллов | 17 баллов | 9 баллов | 15 баллов |
Итого: 80 |
2.Соотнесите произведение архитектуры и название.
За каждый правильный ответ – 2 балла.
2.1. 1-4,2-5,3-3,4-2,5-6,6-4. (8 баллов)
2.2Соедини стрелками иконы Иисуса Христа с его архетипами.(6 баллов)
Христос Пантократор Спас Нерукотворный Спас в силах
(вседержитель) (спаситель) (на престоле)
2.3. 1-В-а, 2- А-в, 3-Б-г, 4-Г-б (8 баллов)
2.4. 1-В-а, 2-А-г, 3-Г-б, 4-Б-в (8 баллов)
2.5. 1-В-г, 2-Г-в, 3-Б-а, 4-А-б (8 баллов)
Итого: 38 баллов
3.Ответ: На путь, уснуть, жизни, укоризне, мил, огорчил, кафтаном, обманом, войдѐт,
урод. 5 баллов. Стихотворение Саади Ширази я бы назвал (а) «Совет отца». 5 баллов.
Итого:10 баллов.
При выполнение всей работы можно набрать – 128 баллов.