Олимпиада по обществознанию. 7 класс. 2016 год

1.Выберите один правильный ответ из предложенных.
1. Какое из перечисленных личностных качеств может препятствовать настоящей дружбе?
а. эгоцентризм;
б. одарённость;
в. бескорыстие;
г. искренность.

2. Что из перечисленного является малой социальной группой
а. пассажиры в метро в час пик;
б. люди, ожидающие автобус на остановке;
в. толпа;
г. отряд туристов.

3. Опосредованным общением можно назвать:
а. исполнение песни болельщиками на трибунах во время матча;
б. диалог двух артистов на сцене во время спектакля;
в. чтение лекции профессора в аудитории;
г. телефонный разговор двух друзей.

Подпишись на Путь к знаниям

Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.

4. Результаты преобразовательной деятельности человека, всё, им созданное, называется:
а. экономика;
б. культура;
в. производство;
г. собственность.

5. Товар – это продукт труда:
а. имеющий высокую ценность;
б. произведённый с использованием высоких технологий;
в. произведённый на продажу;
г. произведённый для удовлетворения собственных нужд.

2. Выберите несколько верных ответов из предложенных.

1. К числу политических прав человека и гражданина РФ относятся:
а. право на свободу и личную неприкосновенность;
б. право на жизнь;
в. право на обращение в государственные органы;
г. право на объединение;
д. право участвовать в отправлении правосудия;
е. право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

2. К числу малых социальных групп относятся:
а. башкиры;
б. семья;
в. театральный кружок;
г. ханты;
д. программисты;
е. школьный класс.

3. Позитивными санкциями являются:
а. выражение благодарности;
б. обидное прозвище;
в. бойкот;
г. аплодисменты;
д. памятный подарок;
е. насмешка.

4. Невербальными средствами общения являются:
а. речь;
б. мимика;
в. инстинкт;
г. жесты;
д. поза;
е. познание.

3. Напишите понятие, которое обобщает, объединяет понятия приведённого ниже ряда.
Базилика, храм, мечеть, синагога, дацан.

4. Напишите понятие, которое обобщает, объединяет элементы приведённого ниже ряда.
Игровая, учебная, трудовая, производственная, политическая, интеллектуальная.

5. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Герб, флаг, гимн, национальная одежда.

6. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Право на жизнь, право на жилище, право на отдых, право на образование.

7. Установите истинность или ложность суждения: «да» – истинное суждение; «нет» – ложное суждение. Ответы внесите в таблицу бланка работы.
1. Прогресс общества носит противоречивый характер.
2. Глобальные проблемы возникли под влиянием промышленной революции.
3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
4. Депутат Государственной думы РФ не может быть моложе 25 лет.
5. Инцидент переводит конфликт из внутреннего состояния во внешнее действие.

8. Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации и тексты. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям и фрагментам текста. Заполните схему, указав общую для всех изображений обществоведческую категорию, о также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки схемы буквенные обозначения иллюстраций и порядковые номера фрагментов, которые относятся к названным Вами элементам.
1. Каждый всегда весельчак и шутник по натуре, Падкий до всякой молвы и внимать неустанно готовый. Вакх и Венера – услада ему, и еда, и веселье; С ними он радости полон и речь его сладостно льется. Склонностью он обладает к наукам любым и способен. Чтоб ни случилось, – но он не легко распаляется гневом. Влюбчивый, щедрый, весёлый, смеющийся, румянолицый, Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.
2. Желчь существует, – она необузданным свойственна людям. Всех и во всём превзойти человек подобный стремится; Много он ест, превосходно растёт и легко восприимчив, Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам; Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан. Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.
3. Флегма лишь скудные силы даёт, ширину, малорослость. Жир порождает она и ленивое крови движенье. Сну – не занятьям свои посвящает досуги. Лень и сонливость, рассудок тупой и вялость движений. Всякий сонлив и ленив, и с обильной слюною, Тучен он телом и разумом туп, белолицый обычно.
4. Только про чёрную желчь мы ещё ничего не сказали; Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных. Бодрствуют вечно в трудах и не предан их разум дремоте; Тверды в намереньях, но лишь опасностей ждут отовсюду. Жадны, печальны, их зависть грызёт, своего не упустят, Робки, не чужд им обман, о лицо их землистого цвета.

9. Анализ социальной ситуации. Перед вами описание первой серии знаменитого советского мультфильма «Ну, погоди!». Ваша задача – определить, какие правонарушения были совершены героями мультфильма с точки зрения современного законодательства. Установите любые три правонарушения и заполните таблицу, помещённую в бланке ответов.
Волк идёт по улице, закуривает сигарету и ударяет ногой по мусорной корзине, выбрасывая из неё мусор. В это время Заяц находится на балконе своей квартиры, поливая цветы. На Волка капает вода из лейки Зайца. Волк поднимается по верёвке к балкону Зайца. Заяц, не подозревая, что по верёвке поднимается Волк, разрезает её ножницами, в результате чего Волк падает.

Персонаж-

правонарушитель

Эпизод из

мультфильма,

содержащий

данное

правонарушение

Совершённое

правонарушение

Вид

юридической

ответственности

Точная юридическая квалификация деяний героев мультфильма, разумеется, невозможна. Задание носит игровой и условный характер. Поэтому содержащийся в эталонном ответе перечень правонарушений носит несколько «расширяющий» характер.
10. Решите задачу.
Перед Вами репродукция картины В.В. Пукирева. «Неравный брак». Предположите, по каким критериям брак мог считаться неравным. Укажите не менее двух критериев.

11. Установите соответствие между социальными фактами и типами правоотношений:

СОЦИАЛЬНЫЕФАКТЫ

ТИПЫПРАВООТНОШЕНИЙ

А) 17-летнийшкольникустроился

навременнуюработу

влетнийпериод

1. семейные

Б) Болельщикиоднойиз

футбольныхкомандотмечали

победусвоихкумировигромко

кричаливсюночь,

мешаяжителямокрестныхдомов

2. уголовные

В) ГражданинН. совершил

нападениенапрохожего

иотнялунегомобильныйтелефон

3. административные

Г) Супругиподализаявление

оразводевЗАГС

4. трудовые

5. конституционные

12. Соотнесите характеристики и виды социальных норм
ХАРАКТЕРИСТИКИ
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

СОЦИАЛЬНЫЕНОРМЫ

А) закрепляютсложившиесяв

данномобществепредставления

опрекрасномибезобразном

вповедениилюдей

1. религиозные

Б) обеспечиваютсясилой

государственногопринуждения

2. этические

В) отражаютправилаповедения,

установившиесявобществена

протяженииисторическогоразвития

3. правовые

Г) определяютправила

поведенияверующих

4. традиции

5. эстетические

13. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.
Глобальные проблемы современности – главные, ключевые проблемы, от решения которых зависит само существование, сохранение и развитие человеческой _____(А). Они возникли во второй половине XX в. Среди них выделяют проблемы: сохранение мира и ограничение _____(Б); предотвращение термоядерной войны; проблема «Север-Юг», показывающая разрыв между развитыми и _____(В) странами; проблема международного _____(Г); экологическая, _____(Д), продовольственная, энергетическая, проблема использования ресурсов мирового океана и т. д. Глобальные проблемы являются _____(Е). Проблема войны в современных условиях угрожает _____(Ж) на планете Земля. _____(З) отношение к природе привело к загрязнению атмосферы, воды, почвы, сокращению разнообразия видов животных и растений. Глобальное _____(И), кислотные дожди, появление озоновых дыр – результат неразумной деятельности человека. Разрешение глобальных проблем является _____(К) задачей, для её разрешения необходимы объединённые усилия всего человечества. Именно поэтому огромное значение приобретает необходимость международного _____(Л).
Список терминов: 1. традиционный 2. жизнь 3. сотрудничество 4. вооружение 5. рациональный 6. ресурсы 7. Земля 8. потребительский 9. взаимосвязанный 10. важный 11. демографический 12. общепланетарная 13. цивилизация 14. компромисс 15. терроризм 16. экономический 17. развивающийся 18. безопасность 19. потепление 20. капиталистический

14. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Вопрос о критериях общественного прогресса является дискуссионным. Одни исследователи в качестве критерия общественного прогресса называют уровень развития производства, другие сводят его к производительности труда. Общественный прогресс – это объективная тенденция восходящего развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, техники, технологии, средств массовой информации, медицины и т. д. В философском объяснении общественного процесса издавна боролись две точки зрения – эволюционная и революционная. Одни философы отдавали предпочтение эволюционному развитию общества, о другие усматривали большую привлекательность в революционных изменениях общественной жизни. Очевидно, следует обдуманно относиться к путям и средствам общественного прогресса. Протекание последнего не исключает сочетания революционных и эволюционных преобразований общественной жизни. При проведении прогрессивных преобразований и реформ следует ориентироваться на то, чтобы их осуществление оборачивалось не упадком экономики, снижением уровня развития производительных сил и сокращением производительности труда, а, наоборот, увеличением экономического богатства общества на основе повышения уровня развития производительных сил и производительности труда…
1. Какое определение общественного прогресса приводится в тексте? Как называется социальное явление, противоположное прогрессу?
2. Опираясь на текст, назовите два критерия прогресса. Назовите любые два критерия общественного прогресса, не упоминающиеся в тексте.
3. Какие две формы социальной динамики называет автор? Приведите по одному примеру каждой из них.
4. Автор считает, что необходимо обдуманно относиться к путям и средствам общественного прогресса. Объясните его точку зрения. Приведите два объяснения.

Критерии оценивания

1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ занесите в таблицу.

1. Какое из перечисленных личностных качеств может препятствовать настоящей дружбе? а. эгоцентризм; б. одарённость; в. бескорыстие; г. искренность.

2. Что из перечисленного является малой социальной группой? а. пассажиры в метро в час пик; б. люди, ожидающие автобус на остановке; в. толпа; г. отряд туристов.

3. Опосредованным общением можно назвать: а. исполнение песни болельщиками на трибунах во время матча; б. диалог двух артистов на сцене во время спектакля; в. чтение лекции профессора в аудитории; г. телефонный разговор двух друзей.

4. Результаты преобразовательной деятельности человека, всё, им созданное, называется: а. экономика; б. культура; в. производство; г. собственность.

5. Товар это продукт труда: а. имеющий высокую ценность; б. произведённый с использованием высоких технологий; в. произведённый на продажу; г. произведённый для удовлетворения собственных нужд.

Ответы: 1 2 3 4 5 а г г б в По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум за задание – 5 баллов.

2.Выберите несколько верных ответов из предложенных. Ответы занесите в таблицу.

1. К числу политических прав человека и гражданина РФ относятся: а. право на свободу и личную неприкосновенность; б. право на жизнь; в. право на обращение в государственные органы; г. право на объединение; д. право участвовать в отправлении правосудия; е. право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

2. К числу малых социальных групп относятся: а. башкиры; б. семья; в. театральный кружок; г. ханты; д. программисты; е. школьный класс.

3. Позитивными санкциями являются: а. выражение благодарности; б. обидное прозвище; в. бойкот; г. аплодисменты; д. памятный подарок; е. насмешка.

4. Невербальными средствами общения являются: а. речь; б. мимика; в. инстинкт; г. жесты; д. поза; е. познание.

Ответы:

1

2

3

4

вгд

бве

агд

бгд

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).

Всего за задание – 8 баллов.

3. Напишите понятие, которое обобщает, объединяет понятия приведённого ниже ряда. Базилика, храм, мечеть, синагога, дацан.

Ответ: Культовые сооружения (здания, строения).

1 балл за верный ответ.

4. Напишите понятие, которое обобщает, объединяет элементы приведённого ниже ряда. Игровая, учебная, трудовая, производственная, политическая, интеллектуальная.

Ответ: Виды деятельности.

1 балл за верный ответ.

5. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Герб, флаг, гимн, национальная одежда.

Ответ: Государственный символы. Лишнее национальная одежда.

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

6. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Право на жизнь, право на жилище, право на отдых, право на образование.

Ответ: Социальные права. Лишнее право на жизнь.

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

7. Установите истинность или ложность суждения: «да» – истинное суждение; «нет» – ложное суждение. Ответы внесите в таблицу.

1. Прогресс общества носит противоречивый характер. 2. Глобальные проблемы возникли под влиянием промышленной революции. 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. 4. Депутат Государственной думы РФ не может быть моложе 25 лет. 5. Инцидент переводит конфликт из внутреннего состояния во внешнее действие.

Ответы:

1

2

3

4

5

да

нет

да

нет

да

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание – 5 баллов.

8. Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации и тексты. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям и фрагментам текста. Заполните схему, указав общую для всех изображений обществоведческую категорию, а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки схемы буквенные обозначения иллюстраций и порядковые номера фрагментов, которые относятся к названным Вами элементам.

1. Каждый всегда весельчак и шутник по натуре, Падкий до всякой молвы и внимать неустанно готовый. Вакх и Венера услада ему, и еда, и веселье; С ними он радости полон и речь его сладостно льется. Склонностью он обладает к наукам любым и способен. Чтоб ни случилось, но он не легко распаляется гневом. Влюбчивый, щедрый, весёлый, смеющийся, румянолицый, Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.

2. Желчь существует, она необузданным свойственна людям. Всех и во всём превзойти человек подобный стремится; Много он ест, превосходно растёт и легко восприимчив, Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам; Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан. Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.

3. Флегма лишь скудные силы даёт, ширину, малорослость. Жир порождает она и ленивое крови движенье. Сну не занятьям свои посвящает досуги. Лень и сонливость, рассудок тупой и вялость движений. Всякий сонлив и ленив, и с обильной слюною, Тучен он телом и разумом туп, белолицый обычно.

4. Только про чёрную желчь мы ещё ничего не сказали; Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных. Бодрствуют вечно в трудах и не предан их разум дремоте; Тверды в намереньях, но лишь опасностей ждут отовсюду. Жадны, печальны, их зависть грызёт, своего не упустят, Робки, не чужд им обман, а лицо их землистого цвета.

Ответ:

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание – 9 баллов.

9. Анализ социальной ситуации. Перед вами описание первой серии знаменитого советского мультфильма «Ну, погоди!». Ваша задача определить, какие правонарушения были совершены героями мультфильма с точки зрения современного законодательства. Установите любые три правонарушения и заполните таблицу, помещённую в бланке ответов. Волк идёт по улице, закуривает сигарету и ударяет ногой по мусорной корзине, выбрасывая из неё мусор. В это время Заяц находится на балконе своей квартиры, поливая цветы. На Волка капает вода из лейки Зайца. Волк поднимается по верёвке к балкону Зайца. Заяц, не подозревая, что по верёвке поднимается Волк, разрезает её ножницами, в результате чего Волк падает.

Ответ:

Персонаж-

правонарушитель

Эпизод из

мультфильма,

содержащий

данное

правонарушение

Совершённое

правонарушение

Вид

юридической

ответственности

Волк

разбрасывает мусор

мелкое хулиганство

административная

Волк

опрокидывает урну

мелкое хулиганство

 

(допускается, что

дети могут опознать

в этом вандализм)

административная

(если указан

вандализм, то

уголовная)

Волк

Волк лезет по

верёвке в квартиру

Зайца

покушение на

незаконное

проникновение в

жилище

уголовная

Заяц

перерезает

ножницами веревку,

в результате чего

Волк падает

причинение

(тяжкого) вреда

здоровью по

неосторожности

уголовная

Точная юридическая квалификация деяний героев мультфильма, разумеется, невозможна. Задание носит игровой и условный характер. Поэтому содержащийся в эталонном ответе перечень правонарушений носит несколько «расширяющий» характер. Полностью правильно заполненный ряд – 3 балла. Если не указан или указан неправильно вид ответственности – 2 балла. Неверно указан герой, или совершённое им правонарушение, или соответствующий эпизод – 0 баллов.

Максимум за задание – 9 баллов.

10. Решите задачу. Перед Вами репродукция картины В.В. Пукирева. «Неравный брак». Предположите, по каким критериям брак мог считаться неравным. Укажите не менее двух критериев.

Ответ: Могут быть названы следующие критерии: 1. возраст; 2. доход; 3. социальное положение (сословное происхождение). Ответы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках. По 2 балла за каждый верно названный критерий.

Максимум за задание – 4 балла.

11. Установите соответствие между социальными фактами и типами правоотношений:

СОЦИАЛЬНЫЕФАКТЫ

ТИПЫПРАВООТНОШЕНИЙ

А) 17-летнийшкольникустроился

навременнуюработу

влетнийпериод

1. семейные

Б) Болельщикиоднойиз

футбольныхкомандотмечали

победусвоихкумировигромко

кричаливсюночь,

мешаяжителямокрестныхдомов

2. уголовные

В) ГражданинН. совершил

нападениенапрохожего

иотнялунегомобильныйтелефон

3. административные

Г) Супругиподализаявление

оразводевЗАГС

4. трудовые

5. конституционные

Ответ:

А

Б

В

Г

4

3

2

1

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание – 4 балла.

12. Соотнесите характеристики и виды социальных норм:

ХАРАКТЕРИСТИКИ

СОЦИАЛЬНЫЕНОРМЫ

А) закрепляютсложившиесяв

данномобществепредставления

опрекрасномибезобразном

вповедениилюдей

1. религиозные

Б) обеспечиваютсясилой

государственногопринуждения

2. этические

В) отражаютправилаповедения,

установившиесявобществена

протяженииисторическогоразвития

3. правовые

Г) определяютправила

поведенияверующих

4. традиции

5. эстетические

Ответ:

А

Б

В

Г

5

3

4

1

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание – 4 балла

13. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. Глобальные проблемы современности главные, ключевые проблемы, от решения которых зависит само существование, сохранение и развитие человеческой _____ (А). Они возникли во второй половине XX в. Среди них выделяют проблемы: сохранение мира и ограничение _____(Б); предотвращение термоядерной войны; проблема «Север-Юг», показывающая разрыв между развитыми и _____(В) странами; проблема международного _____(Г); экологическая, _____(Д), продовольственная, энергетическая, проблема использования ресурсов мирового океана и т. д. Глобальные проблемы являются _____(Е). Проблема войны в современных условиях угрожает _____(Ж) на планете Земля. _____(З) отношение к природе привело к загрязнению атмосферы, воды, почвы, сокращению разнообразия видов животных и растений. Глобальное _____(И), кислотные дожди, появление озоновых дыр результат неразумной деятельности человека. Разрешение глобальных проблем является _____(К) задачей, для её разрешения необходимы объединённые усилия всего человечества. Именно поэтому огромное значение приобретает необходимость международного _____(Л).

Список терминов: 1. традиционный 2. жизнь 3. сотрудничество 4. вооружение 5. рациональный 6. ресурсы 7. Земля 8. потребительский 9. взаимосвязанный 10. важный 11. демографический 12. общепланетарная 13. цивилизация 14. компромисс 15. терроризм 16. экономический 17. развивающийся 18. безопасность 19. потепление 20. капиталистический

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

13

4

17

15

11

9

2

8

19

12

3

1 балл за каждую верную позицию. Максимум за задание – 11 баллов

14. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. Вопрос о критериях общественного прогресса является дискуссионным. Одни исследователи в качестве критерия общественного прогресса называют уровень развития производства, другие сводят его к производительности труда. Общественный прогресс это объективная тенденция восходящего развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, техники, технологии, средств массовой информации, медицины и т. д. В философском объяснении общественного процесса издавна боролись две точки зрения эволюционная и революционная. Одни философы отдавали предпочтение эволюционному развитию общества, а другие усматривали большую привлекательность в революционных изменениях общественной жизни. Очевидно, следует обдуманно относиться к путям и средствам общественного прогресса. Протекание последнего не исключает сочетания революционных и эволюционных преобразований общественной жизни. При проведении прогрессивных преобразований и реформ следует ориентироваться на то, чтобы их осуществление оборачивалось не упадком экономики, снижением уровня развития производительных сил и сокращением производительности труда, а, наоборот, увеличением экономического богатства общества на основе повышения уровня развития производительных сил и производительности труда…

1. Какое определение общественного прогресса приводится в тексте? Как называется социальное явление, противоположное прогрессу?

2. Опираясь на текст, назовите два критерия прогресса. Назовите любые два критерия общественного прогресса, не упоминающиеся в тексте.

3. Какие две формы социальной динамики называет автор? Приведите по одному примеру каждой из них.

4. Автор считает, что необходимо обдуманно относиться к путям и средствам общественного прогресса. Объясните его точку зрения. Приведите два объяснения.

Ответы: 1. Общественный прогрессэто объективная тенденция восходящего развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, техники, технологии, средств массовой информации, медицины и т. д. До двух баллов за полное определение. 1 балл за неполное определение или содержащее негрубую ошибку. Антоним регресс. 1 балл

Всего 3 балла.

2. Автор называет следующие критерии прогресса: уровень развития производства, производительность труда, Учащиеся также могут назвать такие критерии, как развитие разума, нравственный критерий, приближение к правовому устройству, сознание свободы и т. д. По 2 балла за каждый названный критерий. Всего 8 баллов.

3. Эволюцию и революцию. К революции могут быть приведены примеры: неолитическая революция, промышленная революция, любая политическая революция и т. д. К эволюции могут быть приведены примеры: Эволюция семьи: патриархальная семья сменялась демократической; Эволюция образования: образование становилось массовым, непрерывным и т. д. Развитие прав человека: увеличение количества прав людей, защищаемых государством. Развитие искусства: появление новых форм и т. д. По 2 балла за каждую названную форму. По 2 балла за каждый приведённый пример. Всего 8 баллов.

4. История свидетельствует о противоречивости прогресса. Нередко это выражается в последовательной череде революций и контрреволюций, подъёмов и спадов. Часто прогресс в одной сфере жизни общества (например, экономической) сопровождается регрессом в другой (например, духовной). Часто прогресс в одной сфере прямо приводит к регрессу в другой (прогресс техники вызвал экологический кризис). Чрезмерной бывает и цена прогрессивных изменений. Ценой прогресса часто становятся погубленные человеческие жизни и т. д. По 2 балла за каждое объяснение. 1 балл за объяснение, содержащее негрубую ошибку. Всего 4 балла. Максимум за задание – 23 балла.

Всего за работу 88 баллов. В случае, если за работу общий балл получился дробный (например, 47,5), то итоговый балл округляется в пользу участника.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *