Всероссийская олимпиада по физике
Самарское министерство науки и образования
Окружной тур 2009-2010 уч. г.
Задачи теоретического тура для учащихся 11 классов
Задача 1. Квадратная рамка размерами а × а, изготовленная из проволоки сопротивлением R, расположена перпендикулярно магнитному полю индукции . Не меняя плоскости расположения рамки, ее деформируют так, что она превращается в линию длины 2а (см. рисунок). Какой заряд протечет при этом по проводнику за время деформации.
Задачи теоретического тура для учащихся 10 классов
Задача 1. Школьник имеет санки со стержнем, прикрепленным к ним под углом α к основанию. Школьник намерен перемещать санки как можно с большим ускорением прилагая силу F. Как ему эффективнее поступить: толкать санки впереди себя или тащить за собой. (Коэффициент трения к одинаковый). Ответ обосновать расчетами.
Задача 2. Тело сначала скользит вниз по наклонной плоскости с углом наклона α, а затем по горизонтальной поверхности и проходит одинаковые расстояния. Определить коэффициент трения к, считая его постоянным на горизонтальной и наклонной поверхностях. (далее…)
Всероссийская олимпиада по физике
Окружной тур 2009-2010 уч. г.
Задачи теоретического тура для учащихся 9 классов
Задача 1. Автомашина движется без начальной скорости по прямому пути сначала с ускорением а = 5 м/с2, а затем равномерно и, наконец, замедляясь с тем же ускорением а, останавливается. Все время движения – 25 сек. Средняя скорость за это время 72 км/ч. Сколько времени машина двигалась равномерно?
Физические величины
№ | Физическая величина | Обо- значе ние | Ед. измере ния | Формула | Определение | |
1 | Площадь | S | м2 | Площадь равна произведению длины и ширины | ||
2 | Объем | V | м3 | Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению длины а, ширины b и высоты с (далее…) |
1. Семиклассник
Семиклассник ходит в школу из дома с постоянной скоростью V ═ 2м/с. Расстояние от дома до школы L ═ 103м, и мальчик успевает как раз к началу урока. Однажды семиклассник решает вернуться с полпути домой, потому что забыл выключить электроприбор. Успеет ли он в школу к началу урока, если с этого момента будет бежать со скоростью v ═ 14,4км/ч?
2.Снег
Туристы набили котелок до краев снегом и вытопили из этого снега V ═ 0,75 л воды. Найдите объем котелка, если известно, что вода в четыре раза плотнее снега, собранного в котелок туристами.
1.Тележка
По длинной тележке массой М может свободно скользить трамплин такой же массы М, внешняя рабочая поверхность которого представляет собой четверть цилиндра радиуса R. Первоначально вся конструкция неподвижна. С верхней части трамплина без начальной скорости пускают маленький шарик, масса которого m много меньше массы трамплина и тележки (m<<M). В конце тележки установлен точечный датчик-таймер Д, фиксирующий время пребывания на нем тела. Какую скорость приобретѐт трамплин сразу после первоначального скатывания с него шарика? Определите показания датчика-таймера, если известно, что шарик после многократных упругих ударов о стенку тележки так с нее и не слетел. Трения нет, шарик не вращается.
1. Тележки
Две одинаковые тележки, на каждой из которых находится один из братьев- близнецов, связаны легкой верѐвкой и находятся на расстоянии L друг от друга. В некоторый момент времени один из братьев начинает тянуть канат, так что его тележка начинает двигаться с постоянным ускорением а. Через какое время тележки столкнутся?
Считать, что массы братьев одинаковы.
1.Прибытие в порт
Два судна двигаются прямолинейно и равномерно в один и тот же порт. В начальный момент времени положения судов и порта образуют равносторонний треугольник. После того как второе судно прошло 80 км, указанный треугольник становится прямоугольным. В момент прибытия первого судна в порт второму остается пройти 120 км. Найдите расстояние между судами в начальный момент времени.
1.На горизонтальном столике лежит маленькая шайба массой m = 100 г. Столик покрыт такой смазкой, что при движении шайбы со скоростью v возникает сила вязкого трения, равная Fтр = −yv, где y = 0,4 кг/с. Сухого трения нет. На шайбу начинают действовать силой, вектор которой вращается в горизонтальной плоскости с угловой скоростью w = 3 рад/с, а модуль не меняется со временем и равен F = 0,3 Н. В установившемся режиме шайба движется с постоянной скоростью по окружности. Найдите её радиус R.
1.Мяч брошен вертикально вверх. На высоте h он побывал дважды с интервалом времени Δt. Определите начальную скорость бросания мяча.
Решение: Запишем уравнения движения для моментов времени Решая совместно эти уравнения, находим Подставим это выражение в уравнение движения для момента времени t: h =